Творческие встречи в КГУ

2 мая 2021

29 апреля 2021 года в аудитории 227 нового корпуса КГУ (ул. Радищева, 29), в просторном помещении репетиционного оркестрового класса прошел практикум по освоению музыкально-компьютерных программ. По форме и содержанию это был, как и в два предыдущих года, – «Квартирник в КГУ», хотя и проходил под разными названиями: 1919 год – 21 марта «Творческая встреча дуэта “Полночь”», 22 апреля – «Творческая встреча Артема Зенова и Александра Мардаря со студентами факультета искусств и арт-педагогики», 22 мая – «Творческая встреча с Б.В. Прусаковым в день его рождения»; 2020 год, 14 февраля – «Творческий вечер Артема Зенова»; 2021 – «Антропология искусства».

Пятая встреча, которая в этот раз стала еще формой контроля по одной из дисциплин выпускников бакалавриата этого года, показала, что навыки владения студентами аппаратурой для работы со звуком сформированы, так как они отлично справились с порученной им работой: свет, звук, эффекты – все это было выполнено на достойном уровне. Но главное – те, для кого готовилась и настраивалась техника: начинающие композиторы и исполнители, представлявшие свое творчество.

Все пять встреч 2019–2021 годов прошли в одной форме, состоявшей из вопросов ведущих и слушателей и ответов музыкантов, представлявших свое творчество. Одной из главных задач организаторов было создание непринужденной, спокойной атмосферы, в которой каждый мог бы поделиться сокровенным, наболевшим, так, как он делился бы со своими друзьями, собственно, которыми и заполнялась слушательская аудитория.

Если первые четыре встречи, получив хорошую рекламу, прошли при полном малом музыкальном зале КГУ (ауд. 224), то пятая собрала только студентов и преподавателей университета, что было досадно, поскольку вечер принес немало интересных и полезных размышлений, знакомств, открытий.

Два отделения были четко и логично выстроены: в первом выступали те, кто участвовал впервые в этой форме общения и ведущим был Артем Зенов, постоянный участник всех первый встреч, который для второго отделения эту роль передал Дмитрию Пастернаку, прошлогоднему выпускнику КГУ, гитару же взял в руки он сам, показав, что минувший год стал для него существенным шагом к профессиональному исполнительству на гитаре и новым страницам творчества.

Открыл мероприятие Игорь Владимирский своими фортепианными сочинениями «Утро в осеннем саду», «Блестящий вальс» и «Ангельская песнь» и рассказом о себе и о том, как он достигает равновесия между музыкой и живописью, ведь он уже хорошо известен нам как живописец, автор десятков очень ярких по краскам и далеко не всегда обычных картин, объединенных темой его сайта «Блог изобразителя снов». Если к краскам он пришел уже после окончания Курского музыкального колледжа-интерната слепых и поступления в университет, то звуки покорили с детства, что и определило выбор профессии, обусловившей его приезд в Курск из Волгограда.

Второй выступила Мария Коваль, исполнившая три своих песни, очаровавшие всех своеобразной интонацией и собственными текстами, полными сокровенными откровениями, особенно в песнях «К холодильнику» и «Одиночество»: «Любимая, ценная, самая спокойная Вселенная, / Любимая, ценная Вселенная моя».

Совсем в ином ключе звучит творчество Дарьи Крыжевич: иной характер, круг образов, исполнительская манера и музыка… «Черные лилии», «Капля за каплей (Весна)», «Там, где нас нет…» Своя музыка!

Еще одним открытием этой встречи стало выступление Николая Маркина, также исполнившего три песни: две своих – «Лети» и «Черновик» и третью – Александра Мардаря, прошлогоднего выпускника факультета искусств и арт-педагогики.

Кульминацией вечера стали строки из песни Артема Зенова «Причастие»: «Наконец-то я дома, ну здравствуй, Россия», вызвавшие вопросы отношении рок-музыканта к Родине. Прозвучавший ответ – искренний и открытый, уверенный и продуманный, останется в душах всех присутствующих надолго, как и определение автора-исполнителя направленности всей его деятельности: «Русский православный народный рок-н-ролл».

В целом вечер был наполнен философией бытия, темой религии и патриотизма. Родина и любовь ко всему, что воплощает это слово – от малого до великого, от домашнего очага – до проблем истории страны в разные периоды ее деятельности.

Что же показали первые пять творческих встреч в форме «Квартирника в КГУ»? Подрастают молодые, начинающие композиторы, которые готовы делиться своим творчеством и размышлять о нем, учиться и обмениваться пусть еще небольшим, но очень значимым для каждого из них опытом. Так росли целые композиторские школы. Вспомним опыт Милия Алексеевича Балакирева, который в середине XIX века собрал вокруг себя сверстников, склонных к домашнему музицированию, импровизации, сочинению музыки. Не будь этих встреч, не пройдя они композиторскую практику у М.А. Балакирева неизвестно, как бы сложилась их судьба. Мы бы, безусловно, знали выдающегося ученого-химика, соратника Д.И. Менделеева, Александра Порфирьевича Бородина, возможно генерала от артиллерии Цезаря Антоновича Кюи или морского офицера Н.А. Римского-Корсакова. А вот имя подпрапорщика Модеста Петровича Мусоргского, еще в училищные годы пристрастившегося к пагубной зависимости, скорее всего кануло бы в Лету. Благодаря М. А. Балакиреву родилась новая русская школа, известная под названием «Могучая кучка», утвердившаяся благодаря творческим встречам молодых музыкантов, ведь общение и анализ музыкальных произведений – та почва, на которой растет художественное мастерство; еще существеннее погружение начинающих авторов в творческую атмосферу, волнующую напряжением и радостью воссоединения собственных сочинений и слушательской аудитории.

Не в подобных ли встречах, дающих студентам и педагогам «роскошь человеческого общения», по Антуану де Сент-Экзюпери, состоит воспитательная работа в вузе? И надо ли вуалировать такие встречи под разными «прикрытиями», форма-то «квартирника» устоялась в повседневной творческой практике современной России. Вспомним, к примеру, прекрасные «Квартирники у Маргулиса» на НТВ.

Пять встреч с молодыми композиторами прошли под эгидой научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий с привлечением студентов кафедры музыкального образования и исполнительства. На последней встрече прозвучал вопрос о возможности включения в эту работу студентов других факультетов. Безусловное да, не только можно, но и нужно!

НИЛ МКТ всегда рада тем, кто занимается творчеством в сфере звука: прослушаем, посоветуем, организуем, включим в программу будущих бесед-концертов, под каким бы названием они ни проходили. Надеюсь, что до новых встреч, с погружением в «любимую, ценную, самую спокойную Вселенную» – творчество начинающих музыкантов…

Главный научный сотрудник НИЛ МКТ КГУ М.Л. Космовская.