Top.Mail.Ru

Творческие встречи в КГУ

2 мая 2021

29 апреля 2021 года в аудитории 227 нового корпуса КГУ (ул. Радищева, 29), в просторном помещении репетиционного оркестрового класса прошел практикум по освоению музыкально-компьютерных программ. По форме и содержанию это был, как и в два предыдущих года, – «Квартирник в КГУ», хотя и проходил под разными названиями: 1919 год – 21 марта «Творческая встреча дуэта “Полночь”», 22 апреля – «Творческая встреча Артема Зенова и Александра Мардаря со студентами факультета искусств и арт-педагогики», 22 мая – «Творческая встреча с Б.В. Прусаковым в день его рождения»; 2020 год, 14 февраля – «Творческий вечер Артема Зенова»; 2021 – «Антропология искусства».

Пятая встреча, которая в этот раз стала еще формой контроля по одной из дисциплин выпускников бакалавриата этого года, показала, что навыки владения студентами аппаратурой для работы со звуком сформированы, так как они отлично справились с порученной им работой: свет, звук, эффекты – все это было выполнено на достойном уровне. Но главное – те, для кого готовилась и настраивалась техника: начинающие композиторы и исполнители, представлявшие свое творчество.

Все пять встреч 2019–2021 годов прошли в одной форме, состоявшей из вопросов ведущих и слушателей и ответов музыкантов, представлявших свое творчество. Одной из главных задач организаторов было создание непринужденной, спокойной атмосферы, в которой каждый мог бы поделиться сокровенным, наболевшим, так, как он делился бы со своими друзьями, собственно, которыми и заполнялась слушательская аудитория.

Если первые четыре встречи, получив хорошую рекламу, прошли при полном малом музыкальном зале КГУ (ауд. 224), то пятая собрала только студентов и преподавателей университета, что было досадно, поскольку вечер принес немало интересных и полезных размышлений, знакомств, открытий.

Два отделения были четко и логично выстроены: в первом выступали те, кто участвовал впервые в этой форме общения и ведущим был Артем Зенов, постоянный участник всех первый встреч, который для второго отделения эту роль передал Дмитрию Пастернаку, прошлогоднему выпускнику КГУ, гитару же взял в руки он сам, показав, что минувший год стал для него существенным шагом к профессиональному исполнительству на гитаре и новым страницам творчества.

Открыл мероприятие Игорь Владимирский своими фортепианными сочинениями «Утро в осеннем саду», «Блестящий вальс» и «Ангельская песнь» и рассказом о себе и о том, как он достигает равновесия между музыкой и живописью, ведь он уже хорошо известен нам как живописец, автор десятков очень ярких по краскам и далеко не всегда обычных картин, объединенных темой его сайта «Блог изобразителя снов». Если к краскам он пришел уже после окончания Курского музыкального колледжа-интерната слепых и поступления в университет, то звуки покорили с детства, что и определило выбор профессии, обусловившей его приезд в Курск из Волгограда.

Второй выступила Мария Коваль, исполнившая три своих песни, очаровавшие всех своеобразной интонацией и собственными текстами, полными сокровенными откровениями, особенно в песнях «К холодильнику» и «Одиночество»: «Любимая, ценная, самая спокойная Вселенная, / Любимая, ценная Вселенная моя».

Совсем в ином ключе звучит творчество Дарьи Крыжевич: иной характер, круг образов, исполнительская манера и музыка… «Черные лилии», «Капля за каплей (Весна)», «Там, где нас нет…» Своя музыка!

Еще одним открытием этой встречи стало выступление Николая Маркина, также исполнившего три песни: две своих – «Лети» и «Черновик» и третью – Александра Мардаря, прошлогоднего выпускника факультета искусств и арт-педагогики.

Кульминацией вечера стали строки из песни Артема Зенова «Причастие»: «Наконец-то я дома, ну здравствуй, Россия», вызвавшие вопросы отношении рок-музыканта к Родине. Прозвучавший ответ – искренний и открытый, уверенный и продуманный, останется в душах всех присутствующих надолго, как и определение автора-исполнителя направленности всей его деятельности: «Русский православный народный рок-н-ролл».

В целом вечер был наполнен философией бытия, темой религии и патриотизма. Родина и любовь ко всему, что воплощает это слово – от малого до великого, от домашнего очага – до проблем истории страны в разные периоды ее деятельности.

Что же показали первые пять творческих встреч в форме «Квартирника в КГУ»? Подрастают молодые, начинающие композиторы, которые готовы делиться своим творчеством и размышлять о нем, учиться и обмениваться пусть еще небольшим, но очень значимым для каждого из них опытом. Так росли целые композиторские школы. Вспомним опыт Милия Алексеевича Балакирева, который в середине XIX века собрал вокруг себя сверстников, склонных к домашнему музицированию, импровизации, сочинению музыки. Не будь этих встреч, не пройдя они композиторскую практику у М.А. Балакирева неизвестно, как бы сложилась их судьба. Мы бы, безусловно, знали выдающегося ученого-химика, соратника Д.И. Менделеева, Александра Порфирьевича Бородина, возможно генерала от артиллерии Цезаря Антоновича Кюи или морского офицера Н.А. Римского-Корсакова. А вот имя подпрапорщика Модеста Петровича Мусоргского, еще в училищные годы пристрастившегося к пагубной зависимости, скорее всего кануло бы в Лету. Благодаря М. А. Балакиреву родилась новая русская школа, известная под названием «Могучая кучка», утвердившаяся благодаря творческим встречам молодых музыкантов, ведь общение и анализ музыкальных произведений – та почва, на которой растет художественное мастерство; еще существеннее погружение начинающих авторов в творческую атмосферу, волнующую напряжением и радостью воссоединения собственных сочинений и слушательской аудитории.

Не в подобных ли встречах, дающих студентам и педагогам «роскошь человеческого общения», по Антуану де Сент-Экзюпери, состоит воспитательная работа в вузе? И надо ли вуалировать такие встречи под разными «прикрытиями», форма-то «квартирника» устоялась в повседневной творческой практике современной России. Вспомним, к примеру, прекрасные «Квартирники у Маргулиса» на НТВ.

Пять встреч с молодыми композиторами прошли под эгидой научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий с привлечением студентов кафедры музыкального образования и исполнительства. На последней встрече прозвучал вопрос о возможности включения в эту работу студентов других факультетов. Безусловное да, не только можно, но и нужно!

НИЛ МКТ всегда рада тем, кто занимается творчеством в сфере звука: прослушаем, посоветуем, организуем, включим в программу будущих бесед-концертов, под каким бы названием они ни проходили. Надеюсь, что до новых встреч, с погружением в «любимую, ценную, самую спокойную Вселенную» – творчество начинающих музыкантов…

Главный научный сотрудник НИЛ МКТ КГУ М.Л. Космовская.

 

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке