90-летию филологического факультета и Дню российской науки посвящается новый инфосериал.
Должен ли преподаватель вуза заниматься наукой?
Такой непраздный вопрос прозвучал в беседе студентов 4 курса филологического факультета Татьяны и Павла Раковых с доцентом кафедры русского языка Татьяной Михайловной Малыхиной.
Преподавательская деятельность отвлекает от научной или помогает ей?
- Преподаватель вуза обязательно должен заниматься наукой, свои научные изыскания использовать в лекциях. Наука не мешает преподавательской деятельности, а, наоборот, помогает ей. Без науки вузовский преподаватель становится школяром.
Сколько времени Вы обычно посвящаете научной статье?
- Это не поддается регламентации. Статью нужно «выстрадать».
Что сложнее, на ваш взгляд, найти нужные научные материалы или обработать их?
- Конечно же найти научные материалы, выстроить их логически, доказать свою точку зрения на решение той или иной проблемы.
Расскажите, пожалуйста, про ваш рабочий процесс.
- Настоящая наука «делается» только в команде. Я люблю работать в команде единомышленников, все гранты Минобрнауки мы выигрывали только в команде. Но в любом деле, конечно же, должен быть лидер.
Татьяна Михайловна, в поле Вашего научного интереса находится история русского языка. Слова какой части речи могут нам сказать больше всего об исторических процессах?
- Все исключения, отклонения из общих правил объясняет только история языка. А это есть в каждой части речи. Образование наречий вообще нельзя объяснить без знания истории языка, этимологии (втихомолку, поделом, изнутри и т.д.).
Сегодня можно слышать, что диалектная речь понемногу пропадает, какое будущее у диалектологии?
- Диалектная речь зафиксирована в диалектных словарях, в том числе тех, которые создаются преподавателями в региональных вузах. У нас это "Словарь курских говоров". Я надеюсь, что на филологических факультетах диалектология будет изучаться всегда.
***
Новости по теме: