В 1964 году при кафедре психологии Курского государственного педагогического института Л.И. Уманским, И.А. Френкелем, Л.Ф. Спириным, А.С. Чернышевым и А.С. Крикуновым была создана социально-психологическая лаборатория (на общественных началах).
Основные направления лаборатории – фундаментальные и прикладные исследования психологии групп и коллективов школьников и студентов, которые проводились на базе экспериментального Психологического центра по подготовке молодежных лидеров («Комсорг»), созданного сотрудниками лаборатории.
Теоретическая новизна и научная значимость полученных результатов во многом определялась их апробацией на практике, прежде всего через Психологический центр, в котором психологическую подготовку прошло свыше 37 тысяч молодежных лидеров, многие из которых впоследствии стали крупными организаторами в различных сферах народного хозяйства.
Первоначально в состав лаборатории вошли: профессора, доктора наук Л.И. Уманский (руководитель), А.Н. Илиади, И.А. Френкель; доценты, кандидаты наук – А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Л.Ф. Спирин, С.И. Шапиро; аспиранты Л.И. Акатов, А.С. Крикунов, И.С. Полонский, Л.Н. Свидерская, Е.И. Тимощук, Е.А. Шанин. В дальнейшем состав лаборатории расширялся и качественно обогащался: успешно защитились аспиранты, выросшие в кандидатов наук, доцентов – Е.И. Дымов, В.Я. Подорога, Н.Н. Гребеньков, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Ю.Л. Лобков, И.Н. Логвинов, А.С. Силаков, А.В. Корнев, Н.В. Иванова, Т.А. Антопольская, Н.П. Сазонова. С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Т.А. Антопольская защитили докторские диссертации.
В настоящее время лаборатория насчитывает более двадцати сотрудников, среди которых 5 докторов наук, профессоров и 12 кандидатов наук, доцентов. Лаборатория проводит многогранную работу по обобщению полученных экспериментальных и эмпирических данных, что в итоге завершилось созданием концепции групп и лидерства; разработкой теории и практики крупномасштабного формирующего эксперимента в социальной психологии; разработкой аппаратурных методик как моделей совместной деятельности. Результаты теоретических и практических изысканий широко освещались в сборниках научных трудов, монографиях, статьях и тезисах, в докладах на различных научных форумах – международных конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах и т.д. Так сложилась курская социально-психологическая школа, которая получила признание в отечественной психологии.
В этой связи представляется показательным отзыв на работы А.С. Чернышева и его научной школы руководителей ведущих центров страны – директора Института психологии РАН, члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского и зав. лабораторией психологии малых групп, кандидата психологических наук А.Л. Журавлева от 23 марта 1998 г.: «Считаем, что в психологии и педагогике существует научная школа профессора А.С. Чернышева. В психологическом сообществе она имеет условное название «курская школа». Ее основы и традиции были заложены профессором Л.И. Уманским в самом начале 60-х годов и успешно продолжены и принципиально развиты проф. А.С. Чернышевым – учеником проф. Л.И. Уманского, поэтому в персональном плане точнее было бы говорить о научной школе Л.И. Уманского – А.С. Чернышева (такие примеры имеются в психологической науке, например: школа Теплова – Небылицына и т.п.), что еще в большей степени подчеркивает основательность и устойчивость традиций. Эта школа формировалась в течение 30 лет.
Учитывая содержание данной школы, по нашему мнению, ее можно назвать научной школой социально-педагогической психологии или социально-психологической педагогики. …
… Оценивая достижения проф. А.С. Чернышева и его учеников, можно сделать вывод не только о правомерности выделения курской школы, но и о ее перспективности, в чем убеждают оригинальные исследования многих его учеников».
Практическое внедрение научных исследований социально-психологической лаборатории КГУ повлияло на организацию сети центров отдыха и психического развития современных детей, подростков и юношей региона, созданных по образцу «Комсорга» (рук. С.П. Маркова, А.М. Лобода), «младших братьев» «Комсорга» по меткому выражению молодежи: «Монолита» (рук. А.П. Трубников); «Спасателя» (рук. В.Е. Пилипенко, Е.Л. Полонская); «Диалога» (научн. рук. Т.А. Антопольская); «Магистра» (рук. Р.Н. Проскурина), в которых ежегодно психологическую помощь получают около 1000 человек.