Адрес: 305000 Россия г. Курск, ул. Радищева 33, к. 149
Телефон: +7 (4712) 70-09-84
Электронная почта: psychology@kursksu.ru
Кафедра психологии была образована 22 февраля 1971 г. У истоков создания кафедры стояли профессора – Ш.А. Френкель, ученик С.Л. Рубинштейна, Л.И. Уманский, ученик Б.М. Теплова и А.С. Чернышев, ученик Л.И. Уманского (возглавлял кафедру до 2017 года). Руководили кафедрой проф. Л.И. Уманский, проф. А.С. Чернышев, доц. Е.И. Тимощук, доц. А.С. Крикунов. С 2017 года кафедру возглавляет ученик профессора А.С. Чернышева доктор психологических наук, профессор Сарычев Сергей Васильевич.
Научное направление кафедры – социальная психология учебных групп (подростки, юноши, студенты), в рамках которого исследуются проблемы молодежного лидерства, организованности и надежности групп. Ведущим методом исследования избран крупномасштабный естественный формирующий эксперимент по подготовке молодежных лидеров гуманистической ориентации и оказания психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии. Для методического обеспечения социально-психологического эксперимента на кафедре были разработаны приборы-модели совместной деятельности «Групповой волюнтограф», «Групповой эргограф», «Эстакада», «Групповой сенсомоторный интегратор», «Арка».
Разработанная профессорами Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым и их учениками Л.И. Акатовым, Е.И. Дымовым, С.Г. Елизаровым, А.Н. Лутошкиным, А.С. Крикуновым, И.С. Полонским, С.В. Сарычевым, Е.И. Тимощуком, Е.А. Шаниным параметрическая теория малых групп и коллективов является одной из ведущих в отечественной социальной психологии, вошла в монографии и учебники по социальной психологии. На основе концепции и экспериментального метода открыта первая в нашей стране психологическая школа молодежных лидеров «Комсорг». Школа успешно функционирует в настоящее время. В сообществе психологов России признана научная школа Л.И. Уманского – А.С. Чернышева по проблемам жизнедеятельности учебных групп и коллективов. Сотрудники кафедры участвуют в конкурсах, организуемых Российским научным фондом, Министерством науки и высшего образования РФ, Российским фондом фундаментальных исследований, другими организациями и ведомствами.
Кафедра сотрудничает с Институтом психологии РАН, Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований РАО, Воронежским государственным университетом, Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Пензенским государственным университетом, Саратовским национальным исследовательским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского, Севастопольским государственным университетом, Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского, Воронежским государственным педагогическим университетом, Южным федеральным университетом, Костромским государственным университетом им. Н.А. Некрасова, ООО «ИМАТОН - Профессиональный психологический инструментарий», Российским психологическим обществом, Федерацией психологов образования России, Международным детским центром «Артек», Донецким национальным университетом. Региональными партнерами кафедры являются Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования», Курская региональная детско-молодежная общественная организация «Школа молодежных лидеров «Комсорг», Курская региональная общественная общеобразовательная организация «Диалог», Объединённый центр «Монолит» (г. Курск), Муниципальное казенное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» (г. Курск), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников г. Курска», Региональное учебно-методическое объединение педагогов-психологов Курской области.
Кафедра реализует подготовку психологов по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. C 2000 года при кафедре работает студенческий психологический клуб «Бумеранг» (рук. – доц. Г.Н. Ларина, проф. С.Г. Елизаров, ст. преп. М.И. Логвинова), реализующий программу профессионального ориентированного волонтерства в работе служб психологической помощи студентам «Горячая линия» и «Сенсорная комната».
Научная и образовательная деятельность кафедры отмечена национальной психологической премией «Золотая Психея» (2001, 2014), наградами Федерации психологов образования России, Международной академии психологических наук.
Наиболее значимые труды кафедры.
Уманский Л.И. Психология работы комсорга/ Л.И.Уманский. - М.: Молодая гвардия, 1972. -160 с.
Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И.Уманский. - М.: Просвещение, 1980. -160 с.
Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании коллектива // Психологический журнал. -1980. Т.1. -№ 4. С. 84-94.
Чернышев, А.С. Социально-психологические основы работы классного руководителя / А.С. Чернышев, А.С. Крикунов, А.И. Луньков. – М.: Просвещение, 1989. – 109 с.
Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -187 с.
Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности / С.В. Сарычев, А.С. Чернышев. – Курск: Изд-во КГПУ, 2000. – 180 с.
Чернышев, А.С. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности / А.С.Чернышев, Ю.А.Лунев, С.В. Сарычев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 189 с.
Чернышев, А.С. Психологическая школа молодежных лидеров / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев и др. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 275 c.
Сарычев, С.В. Педагогическая психология в схемах и комментариях / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов, А.С. Силаков. – СПб. : Питер, 2005. – 224 с.
Чернышев, А.С. Социально-психологический эксперимент в личностном развитии социально одаренных подростков и юношей/ А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев // Problems of education in the 21st century. Vol. 2 «Variety of education in Central and Eastern Europe». –2007. –P. 161-165.
Чернышев, А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л.Лобков, С.В.Сарычев, В.И. Скурятин. – Воронеж : Кварта, 2007. – 210 с.
Sarychev, S.V. Socio-psychological Problems of Prevenient Part of Joint Activities in Youth Small Groups / S.V. Sarychev, E.I. Gamova // Problems of Education in the 21st Century. – Vol. 18 «Education: General Issues». – 2009. – P. 60–65.
Сарычев, С.В. История психологии в таблицах и схемах / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 486 с.
Сарычев, С.В. Экспериментальное исследование совместной деятельности и группового поведения в различных социальных условиях / С.В. Сарычев, А.С. Чернышев // Теоретическая и экспериментальная психология. – Т. 3 –№ 1. –2010. – С. 49-63.
Чернышев, А.С.. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты / А.С. Чернышев, Н.С. Степашов, И.С. Полонский [и др.]. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. -105 с.
Сарычев, С.В. Социально-психологическое исследование надежности малых групп в напряженных и экстремальных условиях / С.В. Сарычев // Социальная психология и общество. –2011. – №2. – C. 5-16.
Логвинов, И.Н. Гендерные факторы лидерства молодежных групп: ценностные ориентации / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев. – Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 136 с.
Sarychev, S.V. Socio-psychological Conditions Multilevel Group Subject Actualization / O.A. Miroshnichenko, S.V. Sarychev // Scientific letters of Academic society of Michal Baludansky. – 2014. Vol. 2. – № 4. – P. 123-125.
Чернышев, А.С. Кафедра психологии Курского государственного университета. 1971-2016 / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров [и др.]. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2016. – 148 с.
Сарычев, С.В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – М. : Юрайт, 2017. – 228 с.
Сарычев, С.В. Социальная психология. Практикум : учебное пособие для вузов. / С.В. Сарычев, О.В. Чернышова. – М. : Юрайт, 2017. – 107 с.
Чернышев, А.С. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров и др. – М. : Юрайт, 2018. –159 с.
Чернышев, А.С. Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Ю.Л. Лобков // Психологический журнал. Т. 40. – 2019. –№ 4. – С. 95-106.
Чернышев, А.С. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Н.Н. Гребеньков. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2019. – 264 с.
Сарычев, С.В. Методика преподавания психологии. Современные технологии: учебное пособие / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Н.Н. Гребеньков. – М.: Юрайт, 2019. – 225 с.
Антопольская Т.А.Развитие субъектности подростков в дополнительном образовании: теоретическое и практическое обеспечение : Методическое пособие / Т.А. Антопольская, С.Г. Елизаров, М.И. Логвинова, А.С. Силаков. – Курск : Университетская книга, 2021. – 140 с.
Antopolskaya, T.A. Adolescents of Generation Z: the Development of Personal Agency in the Environment of Additional Education / T. A. Antopolskaya, M. I. Logvinova, A. S. Silakov, V. I. Panov // European Journal of Contemporary Education. – 2022. – Vol. 11, No. 3. – P. 686-695.
Сарычев, С.В. Военная психология: Военно-психологический словарь-справочник. Учебно-методическое пособие для вузов / Д.Е. Алексеев, А.Я. Анцупов, Е.Г. Баранов, С.В. Сарычев [и др.]. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Минск : Харвест, 2023. – 816 с.