Top.Mail.Ru

Что мы помним о предках-героях? Исследовательский проект студентов КГУ

3 мая 2019

Студентами-первокурсниками факультета иностранных языков под руководством доцента кафедры психологии КГУ А.С. Силакова был реализован научно-исследовательский проект на тему «Что мы помним о предках-героях?». В его рамках было опрошено более 300 школьников Курска и Курской области, которым задавался один вопрос: «Что вы знаете о своих предках, участвовавших в Великой Отечественной войне?». Большую работу по анализу полученных материалов провели студенты – координаторы проекты Анна Алымова, Дарья Газизова, Валерия Ларионова, Мария Монина, Арина Скобликова, Марина Тараканова.

Полученные ответы были распределены по трем категориям: когнитивный компонент включал в себя знания о различных фактах и событиях, связанных с жизнью своих прадедов и прапрадедов в период войны; аффективный компонент показывал, какие чувства испытывают современные школьники по отношению к участникам войны; поведенческий компонент позволял выяснить те действия школьников, которые были связаны с тем, что они помнили о своих прадедах.

Оказалось, что большинство детей, 82% от всех опрошенных, владеют той или иной информацией о своих предках-ветеранах. Почти все из них знают, как их звали; половине известно, в каких боях они участвовали; более 40% опрошенных смогли указать воинское звание и род войск предков, полученные награды. Лишь около четверти школьников помнят о дате и месте их рождения.

Упоминания о личном отношении к подвигам ветеранов встречаются менее чем в половине всех ответов. Чаще всего это гордость за предков; реже – уважение и любовь к ним, благодарность за их подвиг.

Среди поступков нынешних школьников, связанных с тем, что они знают о своих прадедах, указывается участие в акции «Бессмертный полк» - об этом упомянул каждый пятый опрошенный; столько же из них хранят награды и фотографии ветеранов; каждый десятый посещает их могилы; некоторые школьники рассказывают друзьям о подвигах своих родных.

Выявлен ряд возрастных и гендерных особенностей полученных ответов. Так, у старшеклассников более полные знания, чем у подростков, о биографических данных прадедов, чаще упоминаются собственные чувства, ярче выражено поведение, опосредованное памятью о предках. У девочек чаще проявляются эмоции; они больше знают о том, как их звали, а мальчики – что с ними происходило на войне.

К сожалению, хотя в большинстве семей бережно хранится и передается память о героях, почти пятая часть опрошенных написали, что вообще ничего не знают о своих предках-ветеранах. С одной стороны это можно объяснить тем, что для детей события 70-летней давности стали историей. Увы, но подавляющее большинство из них не застали в живых тех своих родных, которым пришлось воевать. А ведь именно ощущение личной сопричастности к событиям тех лет через своих родных, участвовавших в войне, является важным фактором становления патриотизма, воспитания любви к Родине. Надо признать, что ответственность за то, чтобы не забывались дела предков, лежит, прежде всего, на старших. Именно родители, бабушки и дедушки должны рассказывать детям о тех, кто, не жалея своей жизни, принёс нам Победу. Стоит посоветовать всем взрослым найти время и поговорить со своими детьми о том, как жили их предки в годы войны, вспомнить, что сохранилось в семье из наград, фотографий, писем ветеранов. В Рунете есть электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Там можно найти информацию о том, где воевали, чем были награждены наши родные. Такое совместное исследование помогло бы как родителям вспомнить о собственных бабушках и дедушках, так и детям ощутить тут связь поколений, без которой не может существовать народ.

Информацию предоставили на кафедре психологии КГУ.

 

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке