Студентами-первокурсниками факультета иностранных языков под руководством доцента кафедры психологии КГУ А.С. Силакова был реализован научно-исследовательский проект на тему «Что мы помним о предках-героях?». В его рамках было опрошено более 300 школьников Курска и Курской области, которым задавался один вопрос: «Что вы знаете о своих предках, участвовавших в Великой Отечественной войне?». Большую работу по анализу полученных материалов провели студенты – координаторы проекты Анна Алымова, Дарья Газизова, Валерия Ларионова, Мария Монина, Арина Скобликова, Марина Тараканова.
Полученные ответы были распределены по трем категориям: когнитивный компонент включал в себя знания о различных фактах и событиях, связанных с жизнью своих прадедов и прапрадедов в период войны; аффективный компонент показывал, какие чувства испытывают современные школьники по отношению к участникам войны; поведенческий компонент позволял выяснить те действия школьников, которые были связаны с тем, что они помнили о своих прадедах.
Оказалось, что большинство детей, 82% от всех опрошенных, владеют той или иной информацией о своих предках-ветеранах. Почти все из них знают, как их звали; половине известно, в каких боях они участвовали; более 40% опрошенных смогли указать воинское звание и род войск предков, полученные награды. Лишь около четверти школьников помнят о дате и месте их рождения.
Упоминания о личном отношении к подвигам ветеранов встречаются менее чем в половине всех ответов. Чаще всего это гордость за предков; реже – уважение и любовь к ним, благодарность за их подвиг.
Среди поступков нынешних школьников, связанных с тем, что они знают о своих прадедах, указывается участие в акции «Бессмертный полк» - об этом упомянул каждый пятый опрошенный; столько же из них хранят награды и фотографии ветеранов; каждый десятый посещает их могилы; некоторые школьники рассказывают друзьям о подвигах своих родных.
Выявлен ряд возрастных и гендерных особенностей полученных ответов. Так, у старшеклассников более полные знания, чем у подростков, о биографических данных прадедов, чаще упоминаются собственные чувства, ярче выражено поведение, опосредованное памятью о предках. У девочек чаще проявляются эмоции; они больше знают о том, как их звали, а мальчики – что с ними происходило на войне.
К сожалению, хотя в большинстве семей бережно хранится и передается память о героях, почти пятая часть опрошенных написали, что вообще ничего не знают о своих предках-ветеранах. С одной стороны это можно объяснить тем, что для детей события 70-летней давности стали историей. Увы, но подавляющее большинство из них не застали в живых тех своих родных, которым пришлось воевать. А ведь именно ощущение личной сопричастности к событиям тех лет через своих родных, участвовавших в войне, является важным фактором становления патриотизма, воспитания любви к Родине. Надо признать, что ответственность за то, чтобы не забывались дела предков, лежит, прежде всего, на старших. Именно родители, бабушки и дедушки должны рассказывать детям о тех, кто, не жалея своей жизни, принёс нам Победу. Стоит посоветовать всем взрослым найти время и поговорить со своими детьми о том, как жили их предки в годы войны, вспомнить, что сохранилось в семье из наград, фотографий, писем ветеранов. В Рунете есть электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Там можно найти информацию о том, где воевали, чем были награждены наши родные. Такое совместное исследование помогло бы как родителям вспомнить о собственных бабушках и дедушках, так и детям ощутить тут связь поколений, без которой не может существовать народ.
Информацию предоставили на кафедре психологии КГУ.