Top.Mail.Ru

«Современные аспекты методики музыкознания и музыкальная критика»

12 ноября 2011

С 10 по 12 ноября 2011 года в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова проходила Международная научная конференция «Современные аспекты методики музыкознания и музыкальная критика», посвященная 35-летию кафедры музыкальной критики и 80-летию ее бессменной заведующей Ларисы Георгиевны Данько, заслуженного деятеля искусств, члена союза композиторов РФ, доктора искусствоведения, профессора. Участниками этой конференции стали М.Л. Космовская, зав. кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства, доктор искусствоведения, профессор и аспирант этой же кафедры Данил Бычков.

В рамках конференции была организованна обзорная экскурсия по Музею истории Петербургской консерватории, который был открыт 18 марта 1969 года в 125-летнюю годовщину со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. В музее истории, который расположился на 58 кв. м. хранится множество документов, фотографий, портретов, бюстов, памятных досок и других произведений искусства, исторических памятников выдающимся деятелям музыкальной культуры России, чьи судьбы связаны с этой консерваторией. Основателем Музея стала Эра Суреновна Барутчева профессор кафедры критики Петербургской консерватории, заслуженный работник высшей школы, подарившая всем участникам конференции свою книгу «Мой мир музыки» (СПб.: Северная звезда, 2011. 379 с).

Являясь по сей день хранительницей (вернее было бы сказать ангелом-хранителем) Музея, Эра Суреновна не перестает собирать все новые экспонаты и документы, которые позволяют прикоснуться к истории, к подлинным свидетельствам о тех, кто преподавал и учился в консерватории.

Участников конференции познакомили с фондами музея, которые дали нам возможность прикоснуться к истории создания консерватории, к развитию исполнительских и композиторских школ. Наше внимание обратили на творения В.А. Беклемишева (мраморная скульптура П.И. Чайковского, тонированный гипсовый бюст А.В. Вержбиловича), Л.А. Бернштама (мраморный памятник А.Г. Рубинштейну), Р.Р. Баха (бронзовый бюст А.Г. Рубинштейна и бронзовый медальон профессора В.И. Рааб), И.Я. Гинзбурга (единственная прижизненная статуэтка П.И. Чайковского), Манизера (статуэтка А.К. Глазунова).

Основу коллекции музея составляют материалы и документы, связанные с жизнью и творчеством знаменитого композитора и ректора консерватории с 1907 по 1927 годы – Александра Константиновича Глазунова. Среди них – стол композитора и его карта звездного неба (композитор любил заниматься астрономией), рисунок с дарственной надписью Ильи Репина.

В музее хранятся очень важные для истории консерватории документы Её Императорского Высочества Александры Иосифовны (1830-1911). Они отражают этот аспект деятельности высочайшей покровительницы Русского музыкального общества, которой она являлась на протяжении семнадцати лет. Это протокол заседания Художественного совета Санкт-Петербургской консерватории от 27 мая 1891 с её автографом. В конце документа стоят подписи профессоров А.Г. Рубинштейна, Ю.И. Иогансена, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, Л.А. Саккети, Н.А. Галкина, Л.Ф. Гомилиуса, В.И. Рааб.

Эра Суреновна рассказала историю о приобретении музеем удивительной скульптуры – бронзовый бюст выдающегося французского композитора Гектора Люи Берлиоза. Автором этого бюста был не менее известный и уважаемый в свое время французский скульптор XIX века Жан-Жосеф Перро. Особенно радостно ей было сообщить, что именно работники музея выстроили по корреспонденции и документам судьбу бронзового бюста Берлиоза (с которой связан целый ряд известных имен). Из архивных источников стало известно, что директор Петербургской консерватории в (1871–1876) Михаил Павлович Азанчевский в 1869 году купил в Париже один из экземпляров бронзового бюста Берлиоза (всего их три, один в Америке, второй в Париже) и принес его в дар консерватории – в память о приезде выдающегося французского композитора в Россию.

Вся экспозиция музея имела большое познавательное и эстетическое значение для участников конференции. Представленные фонды рассказали не только об истории создания консерватории, но и о жизни и деятельности тех замечательных людей, которые там учились и работали. «У нас на один квадратный дециметр приходится больше подлинников, чем в Лувре», – с гордостью говорит Эра Суреновна.

Рассказ сегодняшнего директора Музея, Андрея Алеексеева-Борецкого (выпускника хорового факультета консерватории) очень ярко показал, как пополняются фонды консерваторской коллекции. Он поведал участникам конференции о «Зарембовском» деле.

Николай Иванович Заремба (1821-1879) профессор теории музыки, директор Санкт-Петербургской консерватории (1867-1871). Его могила до настоящего времени считалась утраченной, но была найдена по инициативе Музея истории СПб консерватории во главе с А.А. Алексеевым-Борецким. Немалую помощь оказала профессор Э.С. Барутчева. При поддержке бывшего ректора СПб ГК С.В. Стадлера мастером Андреем Ивлевым был сооружен крест для надгробья. Летом 2009 года могила Н.И. Зарембы, учителя П.И. Чайковского, Г.А. Лароша, А.Н. Есиповой и многих иных русских музыкантов, была восстановлена.

Последующий поиск привел исследователя в семью потомков Н.И. Зарембы, которые после общения с А.А. Алексеевым-Борецким решили передать все реликвии, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося музыканта своего времени и бережно хранимыми более 100 лет, передать Музею Санкт-Петербургской консерватории.

Приношение цветов к новому памятному портрету Льва Ароновича Баренбойма с воспоминаниями его учеников – еще один акт первого дня конференции. Слово было предоставлено профессорам консерватории старшего поколения, говоривших о том, что в этом классе их учили чему-то сверхвозможному, сверхнаучному… После таких уроков каждый пианист чувствовал себя гением исполнительства и спешил домой воплотить предложенное Учителем на своем рояле…

Проблема Учитель-Ученик и ее олицетворение в гостях конференции из России (Красноярск, Курск, Москва), Украины (Харьков, Киев) и Белоруссии (Минск) привела к размышлению о роли случая, которы1й приводит нас к нашим Учителям. А острые вопросы музыкальной критики (оперной и исполнительской) казались лишь теорией, которая приближала нас к практике – к жизни в Музыке.

Данил Бычков

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке