Top.Mail.Ru

Ответы на интеллектуально-образовательный дистанционный проект для школьников КРУГОЗОР

17 февраля 2015

Франц Кафка писал: "Постоянное несовершенство способов познания человеком этого мира невыносимо. В сущности, только ответы на вопросы — жизни, судьбы — имеют значение". Ему вторит уже в двадцать первом веке знаменитый программист Дуглас Крокфорд: "Я никогда не устаю учиться. Все программирование для меня - бесконечный поиск ответов. Причем ответов не только профессиональных. И когда меня спрашивают, — кем вы себя считаете: ученым, инженером, художником, ремесленником или кем-нибудь еще? — я отвечаю, что просто человеком, который ищет ответы".

Мы не случайно привели вам цитаты двух, на первый взгляд, далеких друг от друга людей: программиста и писателя, ученого и гуманитария, физика и лирика. Их объединяет то, что каждый по-своему отвечал на вопросы (ремесла, жизни и т.д.). Этому же учит и классический вуз. Перед вами интеллектуально-образовательный дистанционный проект. Почему интеллектуальный, понятно: задания, представленные здесь, безусловно, относятся к сфере интеллектуальных игр. Образовательный — тоже, в некотором смысле. Из любого источника можно черпать знания, а интеллектуальные игры — выжимка, концентрат таких знаний. В сущности, перед вами – то, что в советское время называлось викториной. Понятие "викторина" появилось в 20-х годах двадцатого века. Авторство принадлежит советскому журналисту и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе разные вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причем подбирал материалы для этого раздела один из сотрудников газеты — Виктор. Вот от его-то имени и образовалось слово "викторина". Уже потом обнаружилась связь со словом "победа", ведь Виктор в переводе с латыни — победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.

Кругозор же, в нашей трактовке, — объем знаний, постоянное его расширение. Твердое убеждение, что современный человек, тем более будущий студент классического университета, не может быть узким специалистом, и позволило нам сделать этот проект. Для любого школьника, участника любой олимпиады, проходящей в КГУ (по французскому, английскому, русскому, немецкому языкам, биологии, астрономии, географии, литературе, информатике, экономике, технологии, обществознанию и пр.), важно быть не только высококлассным специалистом в своей области. (Этому, безусловно, в Курском госуниверситете научат в первую очередь). Важно быть энциклопедически образованной, творческой личностью, способной к саморазвитию. Т.е. соответствовать тому идеалу, который описал еще в начале XIX века Вильгельм фон Гумбольдт.

И последняя цитата: — Шелдон, а ты ходил на выпускной? — Нет, у меня было свидание с хорошим образованием. Вместо смокинга я облачился в хорошие привычки, вместо пунша я наслаждался опьяняющим ароматом знаний, а вместо танцев в спортзале я трясся под соблазняющие ритмы экзаменов повышенной сложности.

КОНТАКТЫ:

www.kursksu.ru

vk.com/kursksu

olymp_kursksu@list.ru

тел.: (4712) 56-85-35

(Управление по воспитательной работе)

КЛУБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР КГУ:

vk.com/chgkkursk

ЗАДАНИЕ 1. букОВКИ В РЯД

Кубраечки
  1. Бахрома
  2. Догмат
  3. Волокно
  4. Доступ
  5. Жалоба
  6. Мышьяк
  7. Землекоп
  8. Ломбард
  9. Великан
  10. Постриг
  11. Император
  12. Пилюля
  13. Интернет
  14. Малахит
ГнахНоф?
  1. Чижик-Пыжик, где ты был?
  2. Ко мне, Мухтар!
  3. Белый Бим, чёрное ухо
  4. Кролики — это не только ценный мех
  5. А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк
  6. Собака — лучший друг человека
  7. Ёжик в тумане
  8. Мы в ответе за тех, кого приручили.
  9. А нюх как у собаки, а глаз как у орла
  10. По щучьему веленью, по моему хотенью

ЗАДАНИЕ 2. ПОДЪЁМ С ПЕРЕВОРОТОМ

  1. пуп Земли
  2. Чернильное сердце
  3. плоть от плоти
  4. Адреналин-2: Высокое напряжение
  5. баш на баш
  6. в три ручья
  7. во веки веков
  8. Золотое путешествие Синдбада
  9. делать из мухи слона
  10. последний из могикан
  11. Японский диплом
  12. Загадочная история Бенджамина Баттона
  13. купить кота в мешке
  14. ломать шапку
  15. кур во щи

ЗАДАНИЕ 3. ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?

  1. Ответ: Перов.

    Комментарий: русский живописец Перов был внебрачным сыном прокурора Криденера. Отец отдал мальчика на воспитание дьячку, за успехи в чистописании тот прозвал его Перовым, и эта фамилия утвердилась за ним навсегда. Кстати, пером мастерски выполнены некоторые его рисунки.

  2. Ответ: Некрасов.

    Комментарий: древнерусское нецерковное имя Некрас — “некрасивый”. Имя давали из суеверия с целью обмануть “нечистую силу”. "Муза мести и печали" - цитата из стихотворения Некрасова.

  3. Ответ: Крылов.

    Комментарий: Крылья есть у ангелов. Басни Крылова порицают пороки, которых сам поэт при жизни не был лишен.

  4. Ответ: Есенин.

    Комментарий: первый сборник стихов Есенина — "Радуница". Имя Есеня означает "осенний".

  5. Ответ: Глинка.

    Комментарий: Друзья-поэты сочинили куплеты:

    Пой в восторге, русский хор,

    Вышла новая новинка.

    Веселися, Русь! наш Глинка -

    Уж не Глинка, а фарфор!

    За прекрасную новинку

    Славить будет глас молвы

    Нашего Орфея Глинку

    От Неглинной до Невы.

    В честь толь славныя новинки

    Грянь, труба и барабан,

    Выпьем за здоровье Глинки

    Мы глинтвеину стакан.

    Слушая сию новинку,

    Зависть, злобой омрачась,

    Пусть скрежещет, но уж Глинку

    Затоптать не может в грязь.

  6. Ответ: Ломоносов.

    Комментарий: Ломоносый — человек с поврежденным носом. Есть и растение из рода Лютиковые — ломонос.

  7. Ответ: Шаляпин.

    Комментарий: Некоторые исследователи полагают, что фамилия произошла от прозвища Шляпа. Шаляпину первым после революции присвоено звание народный артист России, однако в 1921 году он эмигрировал.

ЗАДАНИЕ 4. ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ

  1. Грегор Мендель.

    Австрийский биолог и ботаник, основоположник учения о наследственности, позже названного по его имени менделизмом.

  2. Игорь Курчатов.

    Советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 по 1960 годы, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.

  3. Карл Маркс.

    Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы.

  4. Лев Ландау.

    Выдающийся советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР (избран в 1946). Лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года.

  5. Модест Мусоргский.

    Русский композитор, член «Могучей кучки».

  6. Сергей Брин.

    Американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики, миллиардер, разработчик и сооснователь (совместно с Ларри Пейджем) поисковой системы Google.

  7. Тихо Браге.

    Датский астроном, астролог и алхимик эпохи Возрождения. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, на основании которых Кеплер вывел законы движения планет.

  8. Тур Хейердал.

    Норвежский путешественник и учёный-антрополог. Автор многих книг.

ЗАДАНИЕ 5. ВООРУЖЁННЫМ ГЛАЗОМ

  1. Этот человек - Марк Твен (0,5 балла), умерший 30 ноября 1835 года (1 балл). Объект - комета Галлея (1 балл). В следующий после 1835 года раз она была видна в 1910 году.
  2. Левая фигурка – римский бог-громовержец Юпитер (опознается по молниям), в честь которого названа планета, которую будет исследовать Juno (1 балл – за цель космического аппарат, 1 балл – за Юпитера, 1 – за процедуру опознания и связь с целью миссии), средняя – жена Юпитера богиня Юнона, в честь которой назван космический аппарат (2 балла: 1 – за имя, 1 – за пояснения), правая – Галилео Галилей (опознается по телескопу в руке, да и на портрет немного похож), который положил начало исследованию Юпитера, впервые применив телескоп в астрономии и открыл спутники Юпитера (2 балла: 1 – за имя и фамилию, 1 – за пояснения).
  3. На вазе – Персей, спасающий Андромеду от Кита. В честь всех троих названы созвездия. За указание того, что все герои изображения соответствую созвездиям 3 балла (по 1 баллу за каждого, если в ответе указаны не все как созвездия); по 1 баллу за опознание по имени Персея и Андромеды, 2 балла – за опознание Кита. За подробности мифилогической истории 1 балл (например, за то, что Андромеду в жертву Киту принесли ее родители Цефей и Кассиопея, которые – тоже созвездия).
  4. Внутренние планеты (Меркурий и Венера) видны только утром и вечером, и не видны в течение ночи поэтому первоначально их принимали за 4 разных планеты (5 баллов при правильном полном объяснении):
    • Фосфор (светоносец, Венера в утренней видимости), Геспер (Венера в вечерней видимости) (2 балла);
    • Аполлон (Меркурий в утренней видимости) и Гермес (Меркурий в вечерней видимости) (1 балл).

ЗАДАНИЕ 6. ТУДА И ОБРАТНО

  1. сесть в калошу
  2. цыплят по осени считают
  3. что посеешь, то и пожнешь
  4. счастливые часов не наблюдают
  5. Я к вам пишу, чего же боле?
  6. отвори потихоньку калитку
  7. погиб поэт, невольник чести
  8. волос долог, да ум короток
  9. два сапога пара
  10. пока гром не грянет мужик не перекрестится

ЗАДАНИЕ 7. И НА ОДНОМ КРЫЛЕ

  1. В России сурова природа,

    И оба сезона беда:

    Полгода – плохая погода,

    Полгода – совсем никуда.

    Источник: к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!"

  2. Курьезов немало случалось

    в игре у меня.

    Вот раз на доске оказалось

    три белых коня.

    Комментарий: изредка бывает эффективнее превратить пешку в коня, а не ферзя. В принципе возможно, что и два исходных коня до сих пор остались на доске. Так даже случалось в реальных партиях.

    Источник: песня "Три белых коня" из к/ф "Чародеи".

  3. Птичий бал

    На вальс пригласили подружек-сорок

    Четыре весёлых чижа,

    А пеночка, свой навострив хохолок,

    Кружила в объятьях стрижа.

    Источник: Даниил Хармс, ст-ние "Весёлые чижи".

  4. Альтернативно-оптимистическая (рифмовка: aabb)

    Не буду вздыхать я, ребятки!

    Пройду я по досточке шаткой

    И выйду пастись на просторы -

    Лишь дайте мне точку опоры!

    Источник: высказывание Архимеда.

  5. На контрольной по русскому языку (рифмовка: aabb)

    Склонился над тетрадкой Кузнецов.

    Склоняет озабоченно: "Лицо,

    Лицом, к лицу, лица... Не увидать

    И тройки мне, коль не дадут списать!"

    Источник: Сергей Есенин, ст-ние "Письмо к женщине".

  6. Впечатления от поездки в США

    Вот у наших речек - лёгкие названья!

    Обь и Дон в России, Неман в Беларуси.

    А у них там, в Штатах - просто наказанье:

    То ли Мисиписи, то ли Мусипуси.

    Источник: Катя Лель, т.с. песня "Муси-Пуси".

БОНУС 1. СПОРТСМЕНОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ

  1. Ответ: B4.

    Комментарий: before, т.е. до.

  2. Ответ: Бокетти.

    Комментарий: Бок в бок – такое вот бокетти.

  3. Флаг Германии.

    Комментарий: Джеральд Асамоа – чернокожий, осталось позвать желтого и красного, тогда цвет игроков будет соответствовать цвету германского флага.

БОНУС 2. БЕЗ КОТА И ЖИЗНЬ НЕ ТА...

  1. Ответ: Пылесосит.
  2. Ответ: Кот сказал мяу.
  3. Ответ: Кошачий глаз.

    Комментарий: Группа камней, которые называют кошачий глаз, имеет такую полосу.

  4. Ответ: Лазерная указка.

    Комментарий: Указку также используют как помеху пилотам воздушных судов, что иногда приводит к катастрофам.

  5. Ответ: Юрий Куклачёв.

    Комментарий: Доброта + Воспитание + Коты = Куклачев.

ЗАДАНИЕ 1. букОВКИ В РЯД

Берется слово, разбивается на два слова и каждое из полученных слов "переворачивается". Это называется "кубраечки", т.к. куб+рая = шар+ада. Или: пёс+зимы = кот+лета. За каждый правильный ответ — 1 очко.

Известная фраза из одноименного советского фильма "Где находится нофелет?" усеклась до набора букв "ГнахНоф?" Ваша задача: восстановить эти фразы. За каждый правильный ответ — 1 очко.

  1. Бетховен хереса
  2. Боксер шах
  3. Бык дверь
  4. Виндоуз смышлён
  5. Давил только один
  6. Зевсов фобия
  7. Кошка МиГ
  8. Луне мент
  9. Макулатура менестрель
  10. Мал Ту
  11. Масленица Вильнюсов
  12. Нам пуха Один
  13. Фи кебаб
  14. Ювентус да
  15. Огромна шлягер
  1. Ч-П, гТБ?
  2. кМ,М!
  3. ББ,ЧУ
  4. К-энТЦМ
  5. аБКБ-Б-Б-Б
  6. С-ЛДЧ
  7. ЕвТ
  8. МвОзТ,КП
  9. аНкуС,аГкуО
  10. пЩВ,пМХ

ЗАДАНИЕ 2. ПОДЪЁМ С ПЕРЕВОРОТОМ

Перед вами 15 т.н. "перевертышей". Например, в перевертыше "У кофеварки ты и твой Артем" загадана строка из песни "У самовара я и моя Маша", авторство которой принадлежит польскому композитору русского происхождения Фанни Гордон, и которую в 1934 году джаз-оркестр Леонида Утесова выпустил на пластинке с пометкой: "Обработка Л. Дидерихса, слова В. Лебедева-Кумача". Ваша задача: найти ответы на перевертыши. За каждый перевертыш 2 очка.

  1. плечо Венеры
  2. Графитный мозг
  3. дух к духу
  4. Холестерина половина: Низкое сопротивление
  5. задолба взамен задолба
  6. из девяти рек
  7. из года год
  8. Оловянная стоянка Али-бабы
  9. убрать из гвидона моську
  10. первый в алеутах
  11. китайская грамота
  12. Понятная география Франклина КаРРавая
  13. Продать вопрос-аукцион
  14. Ремонтировать кепку
  15. Птица из борща

ЗАДАНИЕ 3. ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?

Вопросы почти из спортивного варианта игры "Что? Где? Когда?". Вопросы тематические — на тему "Этимология фамилий и псевдонимов известных деятелей российской культуры". 7 заданий, правильный ответ на каждое из которых принесет вам по 3 балла.

  1. Этот художник получил фамилию от одного предмета, которым он в совершенстве владел. Напишите эту фамилию.
  2. Фамилия этого знаменитого человека, вдохновляемого "музой мести и печали", произошла от старинного нецерковного имени, которым часто называли сыновей на Руси, надеясь, что "на урода бесы не позарятся". Напишите эту фамилию.
  3. Эта фамилия часто присваивалась воспитанникам духовных семинарий, видимо, для того, чтобы ее носители были похожи на ангелов. Однако всем известный ее обладатель ангелом не был и, хотя и высмеивал чужие недостатки, сам умер от переедания. Напишите его фамилию.
  4. Его фамилия произошла от древнего имени, которое часто давали в некоторых областях центральной России детям, родившимся осенью. Он тоже родился осенью, но назвал первый сборник своих произведений в честь весеннего праздника. Напишите его фамилию.
  5. В своих каламбурах друзья обыгрывали фамилию этого человека, упоминая то китайское изобретение, то небольшую, но известную речку, то алкогольный напиток и утверждали, что этого человека никто "затоптать не сможет в грязь". Напишите его фамилию.
  6. Фамилия этого разностороннего человека, открывшего наличие атмосферы на Венере, произошла то ли от растения, то ли от прозвища человека, который нуждался в лицевой хирургии. Напишите его фамилию.
  7. Если из этой фамилии убрать одну букву, то получится, что она произошла от прозвища, которое могли дать и франту, и разине, и любителю собирать грибы. Напишите эту фамилию.

ВНИМАНИЕ! БОНУС! Первый, приславший правильные ответы на все 7 вопросов этого задания и правильно решивший бонусное задание, опубликованное на сайте КГУ, получит специальный приз!

ЗАДАНИЕ 4. ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ

Задания — проще не бывает. Назовите тех, чьи 8 портретов представлены ниже, а также годы их жизни (или только год рождения, если ученый/профессионал еще жив). 4 очка за полный ответ; 3,5 — за неточный.

ЗАДАНИЕ 5. ВООРУЖЁННЫМ ГЛАЗОМ

Перед вами 4 задания, ответы на которые можно легко угадать, просто подняв голову вечером вверх и посмотрев на звездное небо. Ну, почти... ) Ваша задача: решить астрономические головоломки. Механизм начисления очков будет опубликован на сайте КГУ вместе с правильными ответами.

1. Этот человек, родившийся в XIX веке, шутил: "У изобретений есть один недостаток: каждый раз, услышав о новом, я откладываю собственную смерть". А также в 1909 году сказал, что его рождение совпало с заметным астрономическим событием; и что он уйдет из жизни вслед за его повторением. Так случилось, что вскоре его предсказание сбылось. Назовите год смерти человека и объект, произведший на него такое яркое впечатление.

2. Пару лет назад состоялся успешный запуск автоматического космического корабля, названного в честь богини, которую каждый может подержать в руках. Исследование какого небесного тела входило в его основную научную миссию? Создатели космического корабля поместили в него три пластиковые фигурки, изображенные на фотографии. Кого они изображают (поясните, как опознали), и почему выбраны именно они?

3. Вы видите греческую вазу, иллюстрирующую известный мифологический сюжет. Ответьте, что это за история, кто ее участники и каким образом она нашла отражение на звездном небе?

4. Как известно, невооруженным глазом видно 5 планет. Тем не менее, до V-IV вв. до н.э. древние греки насчитывали большее число планет. Что приводило к этой ошибке? В отношении каких планет была исправлена их идентификация?

ЗАДАНИЕ 6. ТУДА И ОБРАТНО

Перед вами 10 автоматических переводов (translate.google) различных фразеологизмов, идиом и цитат с русского языка на иностранный (английский, французский, немецкий) и обратно на русский. Ваша задача: восстановить оригинальную фразу. За каждый правильный ответ 4 балла.

  1. социальные оплошности
  2. куры, прежде чем они вылупляются
  3. плохое начало делает плохим концом
  4. счастливые часы не только
  5. Я пишу, что еще?
  6. открыть в ворота медленно
  7. умер поэт рабов чести
  8. длинные волосы, но дух не хватает
  9. два одинаковых предмета
  10. не должны превышаться во время грома врывается фермеров

ЗАДАНИЕ 7. И НА ОДНОМ КРЫЛЕ

Идея построения стихов с цитатами далеко не нова. Например, вагант XII века Вальтер Шатильонский увлекался так называемыми "versus cum auctoritate" — стихами, сочетающими вагантскую строфу с цитатой из античного автора. 6 бескрылок представляют собой небольшие стихотворения, из которого удалена часть текста. Эта удаленная часть текста должна являться крылатой фразой или словосочетанием, известной строкой из стихотворения или песни и т.п., которую и надо отгадать.

Например, бескрылка:

Руку Портос поменял:

"Биться и левой могу!"

Выпад. Противник упал

… .

Ответ: С дырочкой в правом боку. (Из песни про "Резинового ёжика".)

Каждое правильно восстановленное "крыло" бескрылки принесет вам 7 баллов.


1.

В России сурова природа,

И оба сезона беда:

[...

...].


2.

Курьезов немало случалось

в игре у меня.

Вот раз на доске оказалось

[...].


3. Птичий бал

На вальс пригласили подружек-[...

...],

А пеночка, свой навострив хохолок,

Кружила в объятьях стрижа.


4. Альтернативно-оптимистическая (рифмовка: aabb)

Не буду вздыхать я, ребятки!

Пройду я по досточке шаткой

И выйду пастись на просторы -

Лишь [...]!


5. На контрольной по русскому языку (рифмовка: aabb)

Склонился над тетрадкой Кузнецов.

Склоняет озабоченно: "Лицо,

[...]

И тройки мне, коль не дадут списать!"


6. Впечатления от поездки в США

Вот у наших речек - лёгкие названья!

Обь и Дон в России, Неман в Беларуси.

А у них там, в Штатах - просто наказанье:

То ли Мисиписи, то ли [...].

Что нужно делать?

Общие правила.

Перед вами 7 заданий (разной степени сложности). (Не правда ли, очень похоже на олимпиаду? Только все, надеемся, гораздо увлекательнее).

Правила каждого задания указаны перед его началом, также там есть механизм начисления очков за каждый конкурс.

Ответы можно присылать только один (!) раз на почтовый ящик: olymp_kursksu@list.ru

Т.е. посылайте ответы только тогда, когда будете уверенны, что решили все задания, которые могли. Досылать ответы нельзя.

Формат ответа:

тема письма: ФИО (полностью). Например, Иванов Семен Валерианович.

В письме:

ФИО, № школы, класс.

Задание 1.

1. шарада

2. котлета

3. ...и т.п.


Задание 2.

1. ....

2. ......

... и т.д.


Уточнение 1. При равном количестве ответов второй показатель, влияющий на распределение мест, — выполнение бонусных заданий, которые размещены (ТОЛЬКО!) на сайте КГУ.

Уточнение 2. При равенстве и второго показателя будет учитываться наиболее ранний срок сдачи ответов.

Само собой, ценные призы ждут победителей, призеров.

Предусмотрены и дополнительные номинации для награждения.

Удачи!

Крайний срок приема ответов — 16 февраля 2015 года (включительно). Ответы на задания появятся на сайте КГУ (kursksu.ru) 17 февраля 2015 года.

СПОРТСМЕНОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ

Перед вами три вопроса классического "Что? Где? Когда?", только объединенных футбольной тематикой. Ответьте на них.

  1. В английской трансляции жеребьевки финальной части чемпионата Европы по футболу было сказано, что перед Хорватией узнала свою судьбу Португалия. А в какую группу и на какую позицию попала Португалия?
  2. По мнению комментатора Василия Уткина, фамилия этого итальянского защитника может стать нарицательной для наименования игры "корпус в корпус". Напишите эту фамилию.
  3. Слово ИКС в вопросе заменяет два других слова. Один болельщик, увидев в составе сборной своей страны Асамоа, заметил, что для полного соответствия ИКСу осталось позвать ещё индейца и китайца. Напишите ИКС двумя словами.

БЕЗ КОТА И ЖИЗНЬ НЕ ТА...

Перед вами пять вопросов классического "Что? Где? Когда?", только объединенных "кошачьей" темой. Ответьте на них.

  1. В своем письме читатель жалуется на жену, которая держит в доме несколько котов. И каждую неделю делает с ними ЭТО. Сначала они боялись, а потом ничего - втянулись. Что же жена делает с котами каждую неделю?
  2. Если поменять местами две буквы в известном вопросе, впервые прозвучавшем в 1962 году, то получится ответ на этот самый вопрос. Воспроизведите этот ответ.
  3. На одной из картинок в цикле "Коты-пираты" количество ЭТОГО равно пяти. Два слова, обозначающие ЭТО, употребляют в качестве названия в случаях, когда при повороте видна переливающая световая полоса. Напишите эти два слова.
  4. Некоторые считают, что ЭТО - пульт управления котом. А другие используют ЭТО для хулиганства на транспорте. Напишите ЭТО двумя словами.
  5. Книга "Школа доброты" рекомендована Министерством образования и науки России как учебник. Напишите автора этой книги.