Top.Mail.Ru

Модернизация социально-нравственного воспитания молодежи: крупный международный научный форум на Курской земле

23 мая 2014

23 мая кафедрой психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета совместно с базовым для факультета педагогики и психологии КГУ Советским социально-аграрным техникумом проведена Международная научно-практическая конференция «Социально-нравственное  развитие  личности  в  условиях  трансформации  культуры  и  образования:  проблемы  и  опыт».

Соучредителями конференции выступили Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (Республика Беларусь); Минский государственный лингвистический университет (Республика Беларусь); Полтавский национальный педагогический университет им. В.Г. Короленко (Украина); Воронежский государственный педагогический университет; Курская государственная  сельскохозяйственная академия. В организационный комитет X международной конференции вошли известные российские и зарубежные ученые, исследующие актуальные проблемы социально-нравственного воспитания молодежи, развития образовательных систем в современном глобализирующемся мире, анализирующие наиболее важные тенденции и перспективы развития образования и его готовности ответить на вызовы времени. Конференция была проведена в рамках Межрегионального фестиваля научного и художественного творчества молодежи «Родные истоки», посвя­щенного Дню славянской письменности и культуры и 75-летию народного художника России В.М. Клыкова.

Основными направлениями работы конференции стали:

  1. Этизация образования как всеобщая и универсальная тенденция развития образовательных систем в современном мире.
  2. Нравственное становление личности в условиях  кризиса культуры: диалектика временного и вечного.
  3. Аксиологический подход в социально-нравственном воспитании детей и молодежи: традиции и новации педагогической теории и образовательной практики.
  4. Социально-педагогическая среда в системе факторов нравственного становления личности: модели и реализация.
  5. Проектная деятельность в системе средств социально-нравственного становления личности.
  6. Проблемы диагностики и оценки эффективности социально-нравственного развития личности.
  7. Отчий край, малая родина в системе факторов социально-нравственного становления личности.
  8. Формирование ценностного отношения детей и молодежи к природной среде, к культуре земледелия как основа социальной и экономической модернизации России.

К участию в конференции были приглашены преподаватели ВУЗов, учреждений среднего профессионального образования, аспиранты, докторанты, магистранты, сту­денты духовных и светских образовательных учреждений, педагоги и руководители образовательных учреждений, педагоги-практики, руководители образовательных учреждений, а также руководители региональных и муниципальных органов власти.

В конференции приняли участие более 200 ученых и педагогов-практиков, представивших результаты своих исследований и практический опыт решения проблем социально-нравственного воспитания детей и молодежи в условиях изменяющегося российского общества. Среди участников конференции – более 30 докторов наук, более 70 кандидатов наук, представлявших Россию, Беларусь, Украину, Казахстан.

Конференция проводилась под патронажем Исполкома Курского регионального отделения Партии «Единая Россия» в лице руководителя Исполкома КРО, кандидата педагогических наук, доцента Александра Петровича Трубникова; Администрации Советского района Курской области в лице Главы района Владимира Александровича Савельева; Курского землячества в Москве; Союза женщин России.

Особый интерес вызвали пленарные доклады конференции, ставшие отправной точкой в обсуждении тенденций и проблем социально-нравственного воспитания молодежи, поиска эффективных путей и средств решения таких проблем в условиях трансформации культуры и образования. Среди выступивших на пленарном заседании с докладами оказались известные в стране специалисты в области социальной педагогики, теории нравственного воспитания, теологии и религиоведения: кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент АПСН, докторант кафедры психологии образования и социальной педагогики Игорь Евгеньевич Булатников; доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета, действительный член АПСН Александр Валентинович Репринцев; доктор педагогических наук, профессор, действительный член МАНПО Владимир Михайлович Меньшиков; доктор педагогических наук, профессор Елецкого государственного университета им.И.А.Бунина Александр Евгеньевич Крикунов; доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета Марина Викторовна Шакурова; кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики Минского государственного лингвистического университета, член-корреспондент АПСН Владимир Вячеславович Пашкевич; доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета, действительный член МАНПО Александр Григорьевич Пашков; кандидат педагогических наук, доцент, председатель общественного молодежного центра «Монолит» Александр Петрович Трубников; кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Курского государственного университета Сергей Анатольевич Муравьев; кандидат педагогических наук, доцент, Зам.Председателя комитета образования и науки Курской области Наталья Александровна Пархоменко; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета Виктор Григорьевич Литвинович; кандидат педагогических наук, доцент, директор Советского социально-аграрного техникума Ольга Алексеевна Воробьева; доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член МАНПО Евгений Петрович Белозерцев.

Начатые в рамках пленарного заседания дискуссии продолжились в работе секций. Особый интерес участников и наиболее бурные обсуждения вызвали площадки, которыми руководили И.Е. Булатников, В.В. Пашкевич (Нравственное становление личности в условиях кризиса культуры: диалектика временного и вечного); А.В. Репринцев, М.В. Шакурова (Социально-педагогическая среда в системе факторов нравственного становления личности: модели и реализация); Е.П. Белозерцев, В.Г. Литвинович (Отчий край, малая родина в системе факторов социально-нравственного становления личности); А.Е. Крикунов, С.А. Муравьев (Этизация образования как всеобщая и универсальная тенденция развития образовательных систем в современном мире); Ю.В. Фурман, Г.А. Геллер (Формирование ценностного отношения детей и молодежи к природной среде, к культуре земледелия как основе социальной и экономической модернизации России) и др.

Участники конференции единодушно констатировали необходимость значительной активизации усилий всех факторов в деле социально-нравственного развития детей и молодежи, реальной «борьбы за молодежь». Все выступавшие апеллировали к событиями в братской Украине, в которой явно обозначился непреодолимый культурный конфликт, переросший практически в гражданскую войну. В основе такого конфликта, по мнению выступавших, лежат проблемы социально-нравственного воспитания молодежи, формирования в сознании юношества устойчивой системы нравственных координат, развития гордости за свою национальную историю и ее героев. Особое внимание выступающими было обращено на поддержку приобщения детей и молодежи к традиционным ценностям русского этноса, уважение представителей других культур и народов, гуманизации отношений в среде молодежи, в отношениях детей и взрослых.

К началу работы международной конференции из печати вышли два тома сборника материалов конференции, в которых представлены доклады всех участников форума (Социально-нравственное развитие личности в условиях трансформации культуры и образования: проблемы и опыт : Материалы  X  международной научно-практической конференции/ Под ред. И.Е. Булатникова, О.А. Воробьевой, А.В. Репринцева: В 2 тт. – Т. 1. – Курск: ООО «Мечта», 2014. – 494 с.; Т.2. – Курск: ООО «Мечта», 2014. – 374 с.).

Что дает проведение научно-практических конференций не на традиционной университетской базе, а в «глубинке», на площадке учреждения среднего профессионального образования? Таких преимуществ много, и главные среди них состоят в том, что ученые и практики оказываются в продуктивном творческом диалоге, в ситуации совместного обсуждения проблем и путей их решения. Это делает «практичными» теоретические концепции исследователей, а практиков вооружает самой передовой психолого-педагогической теорией, приобщает к высокой культуре научно-педагогического исследования. Вот и в этот раз все участники конференции обратили внимание на резкий скачок в развитии базового ССУЗа, в гуманизации, этизации и эстетизации его среды, в насыщении такой среды важными духовно-нравственными смыслами и ценностями, обеспечивающими не только подготовку специалистов к профессиональной деятельности, но и выход в самостоятельную жизнь социально активных, нравственно устойчивых граждан, способных жить и трудиться на благо своего Отечества, своего народа. Лейтмотивом многих выступлений была мысль о том, что никакие реформы не имеют смысла, если они не обращены к человеку, к повышению качества его жизни, если они не способствуют максимально полной реализации им своих способностей и дарований. Образование должно помочь входящему в сложный и противоречивый мир молодому человеку выработать устойчивую систему нравственных координат, которые помогут ему обрести человеческое счастье, стать полноправным гражданином своей страны, рачительным хозяином на своей земле.

 

 

 

 

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке