Top.Mail.Ru

Вечное и временное в образовании: Крупный международный форум педагогов и психологов в КГУ

11 апреля 2014

10 – 11 апреля в Курском государственном университете при поддержке Исполкома Курского регионального отделения Партии «Единая Россия» (руководитель Исполкома КРО, кандидат педагогических наук, доцент Александр Петрович Трубников) и ОАО «Курскрегионэнергосбыт» (Генеральный директор компании, кандидат исторических наук, доцент Сергей Викторович Токарев) состоялась крупная международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем», посвященная 190-летию К.Д.Ушинского. Уже сам факт проявления уважения к памяти великого русского педагога и обращения к его фундаментальному наследию заслуживает горячей поддержки и одобрения: сегодня в страстных и непримиримых поисках национальной идеи, пробуждения национального самосознания русских людей искания и идеи Ушинского выглядят чрезвычайно современными и своевременными! В самом деле, о чем мечтал великий русский мыслитель в середине XIX века? – О том, как сделать русские школы русскими!

Важно и то, что обращение к наследию и теоретическим исканиям Ушинского происходит на фоне заметно растущей неудовлетворенности в обществе характером, содержанием и результатами внедряемых в современное образование инноваций, – в них все отчетливее и ощутимее чувствуется привкус примитивизации образования, его выхолащивания, подгонки под европейские и американские стандарты… Нужно ли кроить отечественную школу по европейским и американским лекалам? Какой мы хотели бы видеть русскую школу и ее «продукт» – русского человека в середине и второй половине XXI  столетия? Эти вопросы оказались в центре внимания курского форума, собравшего почти 200 ученых из России, Беларуси, Украины, Казахстана, Польши, Болгарии, Германии. Среди откликнувшихся на заявленную тему конференции – более 60 докторов наук, профессоров, академиков РАО, АПСН, МАНПО, РАЕН; более 100 кандидатов наук; аспиранты, докторанты, магистранты из российских ВУЗов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Участники конференции обсуждали актуальные проблемы становления образовательных систем в современном глобализирующемся мире, наиболее важные тенденции и перспективы развития образования и его готовности ответить на вызовы времени. Основными направлениями работы конференции стали:

- ценностно-целевые ориентиры образования в аспекте диалектики его наследственности и изменчивости;

- традиционный компонент содержания обучения и воспитания подрастающего поколения, средства его сбережения и актуализации в условиях глобализации;

- методики и технологии обучения и воспитания в отечественной историко-педагогической традиции и в контексте модернизации образования: инвариантное и вариативное;

- роль религии в сохранении культурно-исторического ядра воспитания и национального характера школы и педагогики;

- гражданское общество как фактор модернизации образования на отечественной ментальной базе;

- региональный опыт соединения народной традиционной культуры и социокультурных традиций образования с его инновированием;

- традиции и инновации в системе непрерывного педагогического образования;

- инновации в коррекционном и инклюзивном образовании.

 

Наиболее острыми и дискуссионными докладами форума стали выступления профессора А.Г. Пашкова, профессора В.М. Меньшикова, профессора Е.Л. Башмановой, профессора В.В. Пашкевича, профессора Н.И. Лифинцевой, профессора Е.П. Белозерцева и др.

В частности, профессор А.Г. Пашков (Курский государственный университет) свое выступление посвятил анализу принципа народности воспитания как важнейшего пути от традиционной ментальности к педагогической традиции. В докладе профессора В.М. Меньшикова (Курский государственный университет) предпринята попытка раскрыть инновационный потенциал педагогики К.Д. Ушинского. Доклад профессора Т.А. Хагурова (Кубанский государственный университет) посвящен влиянию целей образования на социальную динамику.          Профессор Галина Мелицкая-Павловская (университет им.Яна Кохановского, г.Къельце, Республика Польша) обратилась к анализу современных европейских концепций социализации личности. Профессор Е.Л. Башманова (Курский государственный университет) был посвящен влиянию традиций на качество инноваций в современном образовании. Проблематика доклада профессора В.В. Пашкевича (Минский государственный лингвистический университет, Республика Беларусь) связана с современными представлениями о стратегии и тактике обеспечения нравственного самоопределения студенческой молодежи в условиях масштабных социокультурных трансформаций. Доклад профессора Н.И. Лифинцевой  (Курский государственный университет) акцентировал внимание на психологических аспектах концепции К.Д. Ушинского и ее реализации в пространстве-времени образования современного человека. Философ В.Ю. Даренский (Институт философии им. Г.С. Сковороды Национальной академии наук Украины) в своем докладе обратился к анализу проблемы социальной избыточности высшего образования, пытаясь показать риски и преимущества развития системы профессионального образования в условиях возрождения традиционных национальных культур. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Е.П. Белозерцев в своем докладе рассуждал о триединстве отечественного образования как идеологической основе возрождения традиционной русской национальной культуры.

Участники форума исходили из того, что традиции представляют собой существенный элемент культуры общества, обеспечивающий целостность и устойчивость социума и одновременно являющийся механизмом сохранения национальной культуры и её межпоколенной трансляции. Кроме того, в социально-гуманитарных науках традиции рассматриваются как способ самоидентификации социальных групп, усиления их сплочённости и солидарности; как средство укоренения человека в глубинных пластах отечественной культуры и тем самым – сохранения национального менталитета и самосознания. Образовательные возможности традиций актуализируются в духовно-нравственном, патриотическом, художественно-эстетическом воспитании, в организации досуга детей и подростков. Тем самым образование включается в сохранение и воспроизводство традиций, что предполагает их творческое освоение, а не просто подражание старому.

Так случилось, что проведение форума в Курске совпало по времени с тревожными событиями в Украине, с масштабным общественным и экономическим кризисом, порожденным столкновением различных по своей направленности векторов дальнейшего развития украинского государства. Совершенно очевидно, что в основе этого столкновения лежит не просто диаметрально разное представление о будущем этой страны, ее культуры, ее народа, но и понимание важнейшей миссии институтов образования в воспроизводстве национальной культуры, формировании человека – носителя ценностей и норм национальной культуры. Образование было и остается важнейшим элементом идеологического влияния на молодежь, на все общество. От позиции тех, кто включен в жизнедеятельность образовательных институтов, непосредственно зависит и то, с какими установками и социально-нравственными ориентациями выйдет в самостоятельную взрослую жизнь молодое поколение, какую позицию оно будет занимать в отношении своей истории и культуры. Инновации в этой сфере крайне опасны, если не опираются на накопленные традиции, если не учитывают наследия и достижений предыдущих эпох.