Top.Mail.Ru

20 марта 2010 года на юридическом факультете Курского государственного университета состоялась учебная игра «Суд присяжных».

22 марта 2010

В роли председательствующего выступила судья Курского областного суда, доцент кафедры уголовного права и процесса Безгина Елена Юрьевна. Остальные роли - прокурора, адвоката, потерпевшей, свидетелей, подсудимого, судебного пристава, секретаря судебного заседания - исполняли студенты 2-4 курсов, которые мастерски создали атмосферу настоящего судебного разбирательства. Тщательным образом была сформирована коллегия из двенадцати присяжных заседателей – людей разных возрастов и профессий, не имеющих отношения к делу и не заинтересованных в его исходе.

В специально оборудованном учебном зале судебных заседаний рассмотрение дела прошло все стадии: предъявление государственного обвинения, исследование доказательств, прения сторон и последнее слово подсудимого. «Я выращиваю голубей – символ мира. Я не убивал», - сказал подсудимый в завершение своей речи.

После напутственного слова председательствующего присяжные удалились в совещательную комнату для вынесения вердикта. Грамотно построенная линия государственного обвинения, убедительные речи адвоката, противоречивые показания свидетелей, искренность подсудимого – всё это осложняло задачу присяжных, заставляя сомневаться и чувствовать себя ещё более ответственными за своё решение.

«Не виновен!» - таков был вердикт присяжных.

По окончании игры Безгина Елена Юрьевна, руководившая процессом, поделилась своими впечатлениями.


Елена Юрьевна, Вы довольны результатом учебной игры?

Да, результатом я довольна. Такие ролевые игры, как «Суд присяжных», направлены на то, чтобы студенты могли применить на практике нормы уголовно-процессуального права. Участники процесса успешно справились с этой задачей. Государственный обвинитель и защитник продемонстрировали не только знание уголовно-процессуального законодательства, но и умение высказывать своё мнение и отстаивать точку зрения, а также навыки ораторского искусства. Свидетели, в свою очередь, показали актёрские способности. Всё было очень правдоподобно и интересно.


«Суд присяжных» проводится на юридическом факультете КГУ не в первый раз.

Какие особенности, на Ваш взгляд, были присущи этому судебному заседанию?

В этот раз стороне обвинения удалось бесспорно доказать событие преступления таким, каким оно описано в обвинительном заключении. Это говорит о серьёзной подготовительной работе студентов, об их активности и энтузиазме. Кроме этого, коллегии присяжных заседателей были представлены вещественные доказательства. Тем самым было реализовано право присяжных на исследование вещественных доказательств, а участники игры продемонстрировали творческий подход к делу.


Какие процессуальные ошибки были допущены студентами?

В целом студенты грамотно выступили в процессе. Основной ошибкой можно назвать то, что в судебном заседании запрещено доводить до присяжных незаконные методы ведения следственных действий и подвергать сомнению допустимость доказательств. Необходимо исходить из того, что доказательства, исследуемые в суде, получены законным образом. Так, например, сторона защиты настаивала, что некоторые показания, которые содержатся в протоколах, свидетели дали под давлением органов милиции. В таких случаях судья должен остановить адвоката, предупредить присяжных, чтобы они не принимали эти доводы во внимание, а сам адвокат может быть даже удалён. А ещё стороны не должны выяснять причины противоречий в показаниях. Присяжные сами оценивают и решают, что они считают достоверным, а что – нет.


Каково Ваше отношение к проведению учебных игр?

Ролевые игры – это хороший метод обучения, который состоит в том, что студенты осваивают практические умения и навыки, на собственном опыте познают, как «работают» нормы права, выявляют очень важные моменты, которые не обращают на себя внимание при теоретическом изучении. Например, допрос свидетеля. Уголовно-процессуальный закон детально не регламентировал саму процедуру: что можно спрашивать, а что – нет, что раньше, а что – позже, как сформулировать вопрос, чтобы получить необходимые сведения. Это заставляет студентов быстро реагировать, проявлять остроту ума, а в дальнейшем помогает ориентироваться в подобных ситуациях.

Опыт проведения учебных игр показал, что это, во-первых, интересно, а во-вторых, способствует лучшему усвоению материала. Даже студент-первокурсник, который не изучал уголовный процесс и играл сегодня роль судебного пристава, навсегда запомнит, какие функции судебный пристав выполняет в судебном заседании.

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке