20 декабря на площадке Общественной палаты РФ состоялся круглый стол на тему «Содержание, формы и форматы трудового воспитания в современной России», в нем принял участие доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии образования и социальной педагогики Александр Григорьевич Пашков.
В ходе мероприятия, работой которого руководила главный редактор издательского дома «Народное образование» Елена Владимировна Шишмакова, состоялся обмен мнениями о ценностно-смысловых аспектах трудового воспитания, о роли трудового воспитания в становлении личностной зрелости человека, об образовательном и воспитательном потенциале производительного труда подростков в системе рыночных отношений, о возможностях организации детского труда без нарушения действующего законодательства и др.
Об остроте дискуссии можно судить по принципиальной постановке обсуждаемых вопросов:
✓Может ли Россия встать на рельсы инновационного развития и осуществить технологический рывок, имея массовое образование, формирующее «потребителя технологий» или рафинированного носителя «теоретического мышления»?
✓Сколько ещё должно произойти катастроф по вине «человеческого фактора», чтобы мы поняли, что ответственность, дисциплинированность и гражданская идентичность рождаются у ребёнка-деятеля и созидателя, а не информированного демагога?
✓Почему «наша новая школа» проектируется без инфраструктуры трудового и производственного воспитания? Можно ли воспитать зрелого (ответственного, самостоятельного, приносящего пользу) человека на основе учебной инфраструктуры?
✓Каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал, обучал и развивал духовно-душевные силы личности?
В обсуждении темы круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, члены Комитета по образованию Олег Николаевич Смолин и Эльвира Ринатовна Аиткулова, заместитель Президента Российской академии наук, академик Пётр Александрович Чекмарёв, президент ассоциации «Агрообразование» Виктор Егорович Бердышев.
Александр Григорьевич выступил на пленарной заседании круглого стола с докладом на тему «Перспективы возвращения трудовой педагогики в общее и профессионально-педагогическое образование», который вызвал интерес и активное обсуждение.
В ходе работы круглого стола также были представлены современные практики трудового и производственного воспитания детей и подростков: школы-хозяйства, агрошколы, школьные производства, детско-взрослые производства в системе дополнительного образования.
Участники круглого стола приняли обращение в адрес законодательных и исполнительных органов власти. В обращении указаны неотложные, по мнению собрания, задачи и направления работы по системному восстановлению и развитию инфраструктурного, кадрового и организационно-методического обеспечения трудового и производственного воспитания школьной молодёжи.
Организаторами выступили: издательский дом «Народное образование», рабочая группа по трудовому воспитанию при Министерстве просвещения РФ, рабочая группа РАН по развитию производственного воспитания и агрообразования.
Информация предоставлена кафедрой психологии образования и социальной педагогики.
***
Новости по теме: