XXVII Международная летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых «Культура-Образование-Человек». Итоги работы

17 июля 2023

XXVII Международная летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых «Культура-Образование-Человек» была проведена 7-12 июля 2023 года при поддержке Комитета по образованию, науке и культуре Курской Областной Думы и финансовой поддержке ООО «Молочные продукты» (Россия, Курск, Генеральный директор С.П. Коренев). Летняя школа была посвящена Году педагога и наставника, 200-летию К.Д. Ушинского. Организаторами работы XXVII культурно-антропологической школы молодых ученых выступили кафедра психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета и кафедра общей педагогики Воронежского государственного педагогического университета. XXVII культурно-антропологическая школа молодых ученых была проведена под эгидой международной лаборатории кросс-культурной психологии и поликультурного образования ЛАБИК. Активное участие в подготовке и проведении летней школы приняли ученые Российско-Армянского (Славянского) университета (Ереван, Республика Армения) и Минского государственного лингвистического университета (Минск, Республика Беларусь); Института педагогики и психологии Костромского государственного университета; Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Основная проблема летней школы-2023: «Антропологический дискурс в современных психолого-педагогических исследованиях. Каким будет человек и образование в условиях глобальных изменений современного мира?».

В фокусе внимания молодых ученых и экспертов XXVII летней культурно-антропологической школы оказались проблемы исследования социокультурной ситуации развития подростков и молодежи; методология современных психолого-педагогических исследований; растущие требования к результатам реализуемых исследований в области педагогики, психологии;  проблемы социализации детей и молодежи, преодоления социально-нравственной дезориентации молодого поколения; проблемы работы с детьми мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды и др. В работе летней школы приняли участие более 50 молодых исследователей из России, Армении, Беларуси. Факультет педагогики и психологии КГУ на XXVII летней культурно-антропологической школе молодых ученых был представлен группой студентов, аспирантов, преподавателей, исследования которых сопряжены с проблемами кросс-культурной психологии, поликультурного образования, этнической социализации детей и молодежи.

Работу летней школы открыла большая и содержательная лекция профессора кафедры психологии образования и социальной педагогики КГУ А.В. Репринцева «Современный человек в фокусе педагогической антропологии: диалектика внешнего и внутреннего в интериоризации ценностей и нормативов культуры». Эта лекция, стала прологом к большой и интересной дискуссии всех участников молодежного форума. О результатах исследования социальной и нравственной дезориентации подростков и юношества рассказала доцент Л.М. Рышкова; проблемы изучения этических аспектов взаимодействия детей и взрослых в процессе этнической социализации раскрыла доцент Г.А. Геллер; об исследовании влияния современного дизайна на формирование эстетических вкусов и тенденции молодежной моды рассказала доцент кафедры дизайна КГУ И.С. Галкина; о результатах исследования влияния этнокультурных традиций на личностное и профессиональное становление молодежи рассказала доцент кафедры дизайна КГУ Е.В. Ерохина. Большой интерес молодежной аудитории вызвали сообщения о результатах проводимых исследований студентов факультета педагогики и психологии Даниила Баландина, Романа Пашкова, Александра Пушечникова – их выступления были особо отмечены экспертами XXVII летней культурно-антропологической школы молодых ученых как весьма актуальные, методологически грамотные, содержащие валидные и репрезентативные эмпирические материалы и конструктивные предложения о модернизации процесса социализации детей и молодежи в условиях глобальных изменений современного мира. В рамках летней школы состоялось представление и обсуждение кандидатской диссертации соискателя кафедры психологии образования и социальной педагогики Екатерины Викторовны Деевой. Ее диссертация посвящена формированию ценностного отношения подростков к истории малой родины в деятельности детского общественного объединения. Представленная диссертация и результаты исследования Е.В. Деевой получили высокую положительную оценку экспертов.

Значительный интерес участников XXVII летней культурно-антропологической школы молодых ученых вызвала лекция профессора М.В. Шакуровой «Методология педагогических исследований в постнеклассической науке и в образовании»; лекция профессора М.В. Дюжаковой «Системные изменения педагогического образования в условиях развития миграционных процессов»; лекция-дискуссия профессора РАУ (Ереван) А.Р. Аракеляна «Антропологический дискурс в современном искусстве кино»; доцента Л.И. Переславцевой «Доказательная педагогика как фактор повышения качества современных психолого-педагогических исследований. Методы математической статистики и программные продукты в системе средств обеспечения качества психолого-педагогических исследований». Л.И. Переславцева представила не только современные требования ВАК РФ к качеству проводимых психолого-педагогических исследований, их доказательной базе, но показала возможности использования пакетов компьютерных программ в обработке эмпирических материалов.

Участники летней школы приняли активное участие в работе мастер-классов. В частности, молодые исследователи познакомились с размышлениями доцента Костромского государственного университета О.В. Миновской «Подростковое приключение как пространство социального воспитания»; с опытом приобщения детей и взрослых к искусству кино, о котором вел разговор доцент Челябинского ИППКРО А.В. Щербаков «Организация межпоколенного проблемно-ценностного общения детей и взрослых на киновстречах». О проблемах подготовки научных статей к публикации в рецензируемых журналах, входящих в Перечень ВАК РФ, говорила с участниками летней школы профессор М.В. Дюжакова.

Усиление внимания исследователей к проблемам этнической социализации детей и молодежи, формированию ценностного отношения к национальной истории и культуре сопряжены с размышлениями молодых ученых о смысле социального бытия, предназначении человека, экзистенциальном выборе молодых людей.

Насыщенную научную программу XXVII летней культурно-антропологической школы дополнила большая экскурсионная поездка молодых ученых и их наставников в природный и архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». В ходе поездки участники летней школы познакомились с уникальным культурным объектом Центрального Черноземья.

Как убедительно показала XXVII международная летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых, в Курском государственном университете рождается целая плеяда ярких и талантливых исследователей, остро ощущающих вызовы времени, искренне радеющих о воспитании истинных патриотов и достойных граждан нашей страны.