Выпуск 1. Научный полк. История КГПИ в годы Великой Отечественной войны

4 апреля 2023

Департамент координации информационной политики и комплексной безопасности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации продолжает акцию «Научный полк».

В рамках акции публикуются материалы, посвященные значимым историям о студентах и преподавателях в годы Великой Отечественной войны, а также вкладе научных коллективов в нашу Победу.

Курский государственный университет присоединяется к акции «Научный полк» и начнет серию публикаций с истории Курского пединститута в годы Великой Отечественной войны:

Великая Отечественная война коренным образом изменила жизнь и работу Курского пединститута. На фронт добровольно и по мобилизации ушли многие преподаватели и студенты факультетов.

В августе 1941 г. коллектив института выступил с предложением поддержать инициативу москвичей по созданию оборонного фонда страны и уже к 15 августа внес в фонд обороны 23 тысячи рублей.

Осенью 1941 г. в связи с приближением немецко-фашистских войск к г. Курску институт был эвакуирован в г. Сарапул Удмуртской АССР и временно закрыт. Летом 1943 г., как только Курск был освобожден и победоносно закончилась битва на Курской дуге, местными партийными и советскими организациями был поставлен перед правительством вопрос о восстановлении Курского государственного педагогического и учительского институтов.

Учебное здание педагогического института было взорвано и сожжено фашистами. Чтобы создать хотя бы минимальные условия для работы восстанавливаемых педагогического и учительского институтов, уже летом 1943 г. начались строительные работы в одном из помещений бывшего общежития студентов на ул. Золотой, тоже взорванного и сожженного немцами.

22 сентября 1943 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР вынес решение о восстановлении Курского государственного педагогического и учительского институтов. Было разрешено реэвакуировать из городов Ижевска и Сарапула научных сотрудников, ранее работавших в г. Курске, возвратить имущество и библиотеку, вывезенные в эти города еще в 1941 г.

В соответствии с распоряжением Совнаркома РСФСР о восстановлении Курского педагогического и учительского институтов 1 октября 1943 г. был издан приказ наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина (№ 198), в котором говорилось: «Открыть с 20 октября 1943 г. в г. Курске педагогический и учительский институт с факультетами: русского языка и литературы, истории и географии». Исполняющим обязанности директора института временно была назначена профессор Ц.М. Нусинова.

После двухлетнего перерыва 1 ноября 1943 г. начались учебные занятия в Курском государственном педагогическом и учительском институтах. С первых дней работы восстановленного института к учебным занятиям приступило более 800 студентов всех курсов педагогического и учительского институтов.

В трудных условиях начал учебную деятельность восстановленный институт. Занятия проходили в неприспособленных, плохо отремонтированных комнатах бывшего студенческого общежития на ул. Золотой. В первые месяцы занятия проводились в аудиториях, в которых не было не только столов и стульев, но даже дверей; редко топились и сильно дымили маленькие железные печки-времянки. Но торжественно, с большим подъемом начались лекции для студентов, которые слушали их стоя, записывая основные мысли, прислонив тетради к спинам впереди стоящих товарищей.

Где-то в середине зимы 1943–44 учебного года институт получил один вагон толстых сосновых досок. Эти доски на плечах студентов и преподавателей были перенесены в институт, а из них сделали более или менее удобную учебную мебель (столы и скамьи, книжные стеллажи и полки), а также около 200 штук салазок для перевозки торфа с болота, расположенного в нескольких километрах от города Курска. Все это изготовили сами преподаватели и студенты.

С первых же дней работы восстановленного института было организовано 9 кафедр: марксизма-ленинизма, педагогики, истории СССР, всеобщей истории, русского языка, литературы, геологии и географии, иностранных языков, военно-физической подготовки. В 1943 г. институт испытывал огромные затруднения из-за острого недостатка педагогических кадров. Особенно тяжело было в ноябре-декабре 1943 г., до приезда из Сарапула и Ижевска основной группы научных сотрудников, работавших в институте до войны.

На факультетах истории, русского языка и литературы, на первом курсе вновь созданного факультета географии педагогического института, на двух курсах отделений истории и русского языка и литературы учительского института, насчитывавших более 800 человек, читали лекции и проводили практические занятия всего 13 преподавателей, в том числе и руководители института.

Плохо обстояло дело с учебниками, учебными пособиями, картами, приборами, оборудованием. Если на старых, существовавших еще до войны факультетах истории, русского языка и литературы имелись некоторые учебные пособия, то на вновь открытом географическом факультете учебников, карт, оборудования и приборов вообще не было.

Огромные трудности создавало также отсутствие студенческих общежитий. Только около 30 студентов были устроены в общежитии, а остальные, более 600 человек, не считая городских, должны были жить на частных квартирах в разрушенном и сожженном немцами городе. Не хватало квартир и для преподавателей.

В 1945 г. приступили к восстановлению главного корпуса института. Были организованы многочисленные бригады для очистки здания от завалов. Ряд студентов и преподавателей за самоотверженный труд были награждены почетными грамотами обкома ВКП(б) и облисполкома (А.А. Лямзин, Н.Е. Кудрявцев, Г.В. Денисевич и др.).

Система занятий в первом после восстановления году была несколько необычной: они начинались с 1 ноября 1943 г. и продолжались до 6 марта 1944 г. С 4 по 28 марта проводилась зимняя экзаменационная сессия. Второй семестр начинался 1 апреля и продолжался до 30 июля. Летние экзамены были проведены в период с 1 августа по 1 сентября 1944 г. На них были подведены общие итоги успеваемости первого после восстановления института учебного года (из 599 студентов педагогического и учительского институтов успешно сдали экзамены 437 студентов, около 73% от общего количества). Учебные планы по всем факультетам, курсам и дисциплинам были в основном выполнены. Управление высшей школы Наркомпроса РСФСР особым приказом отметило этот факт.

За 1943–44 учебный год коллектив студентов, преподавателей, рабочих и служащих института под руководством парторганизации и ректората провел огромную политико-воспитательную и общественную работу. Для студентов и преподавателей было прочитано несколько докладов о международном положении и положении на фронтах Великой Отечественной войны, организованы вечера, посвященные датам революционного календаря (годовщина Октября, день Красной армии, 20-я годовщина со дня смерти В.И. Ленина, 1 Мая), и вечера встреч с матерью Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

Студенты и преподаватели института выполняли большую общественную работу. Они засыпали 320 метров окопов, очистили от мусора и кирпичей театр в Первомайском саду, убрали битый кирпич, балки, мусор из взорванного немцами здания главного учебного корпуса, вскопали лопатами, засеяли, дважды пропололи 22,5 га посевов в подсобном хозяйстве; 95 человек в течение недели заготавливали торф на станции Сараевка, 63 студента 16 дней вели заготовку дров в лесничестве «Малая Локня», 17 студентов 15 дней вели заготовку угля для института и города в шахте «Ново-Владимирская» Тульской области, 50 человек 20 дней корчевали пни для топки печей, 12 студентов в течение 15 дней заготавливали в Брасовском лесничестве деловую древесину для строительства института. Общественно-полезная работа, кроме материальной пользы, несомненно, сплачивала и закаляла коллектив.

Преподаватели института за 1943–44 учебный год прочитали 324 лекции и доклада, провели 25 радиовыступлений, опубликовали в местной печати 10 статей. Значительная работа была проведена по военно-физическому воспитанию девушек-студенток. Это делалось в порядке обязательных учебных занятий и через массовые военно-физкультурные мероприятия внеучебного типа. Так, 160 студентов института принимали участие в зимнем профсоюзно-комсомольском кроссе.

В первом же после восстановления учебном году была организована педагогическая практика, которую прошли 107 студентов: 76 студентов III и IV курсов факультетов истории, русского языка и литературы педагогического института и 31 студент II курса отделений истории и русского языка учительского института. Городской отдел народного образования закрепил за институтом для проведения педагогической практики 2, 3 и 6 женские и 4 мужскую средние школы.

Первый же год работы восстановленного Курского педагогического института показал его жизнеспособность, хорошие традиции и опыт в организации учебно-воспитательной работы, а также неиссякаемый энтузиазм преподавателей и студентов, горячее желание наладить нормальную деятельность родного вуза.