Дефектологический факультет организовал круглый стол, посвященный Всемирному дню общения

23 марта 2023

В конференц-зале Курского государственного университета под руководством Карины Феликсовны Миракян, доцента кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидата психологических наук, руководителя Студенческого научного общества дефектологического факультета был организован круглый стол, посвященный Всемирному дню общения.

В работе круглого стола участвовали студенты дефектологического факультета и факультета педагогики и психологии. Почетными гостями мероприятия стали декан факультета педагогики и психологии, кандидат филологических наук, доцент Марина Александровна Лукина; старший преподаватель, заместитель декана дефектологического факультета по заочной форме обучения Александр Александрович Жданов; старший преподаватель, заместитель декана дефектологического факультета по очной форме обучения Ольга Михайловна Хомутова; кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Александр Михайлович Конорев.

С приветственными словами к участникам обратились: зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, доцент, кандидат педагогических наук, Елена Анатольевна Калмыкова; проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью Курского государственного медицинского университета Минздрава России, заведующий кафедрой психологии здоровья и нейропсихологии, кандидат психологических наук, доцент Алеся Анатольевна Кузнецова.

В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы истории появления коммуникации, структуры общения, функций и роли общения в студенческой среде, вербальных и невербальных коммуникаций, а так же содержательно раскрыт комплекс семантико-прагматических факторов коммуникации: тотальность коммуникации, коммуникативные роли, темпоральный, локальный, культуральный аспект.

Важным аспектом программы события было обсуждение актуальной проблемы компенсации живого общения виртуальным. Коммуникация в виртуальном пространстве происходит с использованием различных ее форм, одна из которых – текстовые сообщения, которые имеют ряд особенностей в виртуальном пространстве: пренебрежение правилами орфографий и грамматики; сокращения слов, использование сленговой речи; использование дополнительных неречевых средств (смайлы, гиф-изображения, макросы). Уже на этапе формирования текстового сообщения, т.е. создании лингвистической формы языка, происходит искажение речи. Форма языка нарушена, коммуникация затруднена. Текстовые сообщения виртуального пространства не будут поняты в полной мере в объективной реальности. Происходит это вследствие нарушения процесса коммуникации.

В рамках круглого стола был подготовлен видеофильм, подготовленный совместно студентами СНО дефектологического факультета при участии студентов факультета педагогики и психологии.

Участники мероприятия приняли участие в практико-ориентированных заданиях. Студентами СНО был подготовлен квест «Определение эмоций», упражнение на соотнесение цитат великих авторов о общении с их содержанием, определение и демонстрация эмоций без участия вербальных средств, используя лишь мимику, жесты и движения.

В доброжелательной атмосфере психологи и дефектологи нашли темы для возможных совместных исследований.