Х Конкурс юных композиторов в Курске

22 февраля 2023

18 февраля 2023 года в Детской школе искусств №1 им. Г. В. Свиридова состоялся юбилейный Х открытый конкурс юных композиторов. В этом году, помимо музыкантов из курских ДШИ, конкурсные работы были представлены детьми из Белгорода, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и города Серова Свердловской области. В 2023 году было подано 30 заявок, причем 12 из них – иногородние музыканты, которые участвовали в заочной форме, в видеозаписи.

По традиции участники конкурса представляют свое сочинение в нотах и исполнении, причем не только в собственном, но и с привлечением музыкантов своих учебных заведений. Так в этом году звучала музыка в звучании скрипки, двух виолончелей, гобоя, кларнета, баяна, ксилофона и металлофона, естественно, в сопровождении фортепиано, саксофона, электрогитары и ударных инструментов; в исполнении соло, дуэтов, трио и ансамблей.

Согласно Положению, конкурс проводился по трем номинациям: инструментальная музыка, вокальная музыка, творческое задание в четырех возрастных группах – младшей (по 9 лет), двух средних: 1-я (10-11 лет) и 2-я (12-13 лет) и старшей (14-16 лет).

Каждый год конкурса приносит и новые имена, и своеобразную тематику, и их музыкальное воплощение. В этом году участники проявили большую склонность к романтическим настроениям и метким музыкальным характеристикам, которые выражались в традиционных для ХХ века гармониях и тональной системе, а также  образных и разнообразных названиях сочинений, к примеру мир русской народной фантазии, в котором и «Кощей танцует», и «Леший болеет», и «Баба Яга рисует» (из цикла пьес для фортепиано Марии Петровой «Что делают герои русских сказок?») и «Бабочка в гостях у гусеницы» Никиты Ледовского или народный быт в двух пьесах для фортепиано в 4 руки под общим названием «На птичьем дворе» под названием «Гуси шагают» и «В курятнике» (Мария Гонтар). А русская народная песня «Веселые гуси» для Софии Гонтар стала темой вариаций для кларнета и фортепиано.

Дети взрослеют и появляются новые темы. «Случаи из жизни ребёнка» цикл пьес для фортепиано и ксилофона Екатерины Сулимовой («Игра в кубики» и «Хочу айфон»); «Маленький путешественник» Степанова Григория в скучноватых пьесах (как образ стран) «Странный детектив» (Великобритания) и «Дикий запад» (США). Однако все еще остаются «Игрушки» (цикл пьес для фортепиано и металлофона Томиловой Марии): «Марш плюшевых мишек», «Вальс трёх хрустальных кукол» и «Веселые обезьянки».

Лирические настроения усиливаются с возрастом и у 2-й средней возрастной группы это уже «Прощай детство» токката для фортепиано (София Барышева) и «Романтическая история первой любви» (Виктория Бандукова), «Солнечные капли осеннего дождя» (Екатерина Савицкая) и «Путешествие к мраморному каньону» (Вероника Михайличенко), «Заснеженные мечты» (Софии Барышевой) и «Снегурочка» (Елизаветы Радиной – для гобоя, голоса и фортепиано).

Высшую награду конкурса – Гран-при получили представители трех номинаций. Из вокальной музыки покорил всех слушателей, включая и трех членов жюри, Павел Кретов своей «Небылицей» на слова из грузинской народной поэзии, мастерски включая характерные национальные интонации в полифоническую ткань сочинения. Немаловажное значение для восприятия музыки юного композитора имело и высокохудожественное а‘капельное исполнение произведения вокальным ансамблем курских преподавателей ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова.

В номинации «Инструментальная музыка» Гран-При получила София Гонтар с Вариациями на тему русской народной песни «Весёлые гуси» для кларнета и фортепиано за подлинно импровизационное и талантливое развитие темы.

В номинации «Творческое задание» Гран-При присвоено Алисе Арзамасцевой за «Танец персидских девушек» на тему С.В. Рахманинова «Восточный танец» для 2-х виолончелей (Ирина Грачева и Виталий Самойленко) и фортепиано (автор). Умелое варьирование темы гениального русского композитора – Сергея Васильевича Рахманинова, 150-летию со дня рождения которого и был посвящен юбилейный конкурс, развивает его идею и дарит новую жизнь замыслу в ракурсе персидских сказок.

В конкурсе была выделена и еще одна номинация «Начинающий композитор», в которой выступало юношество без первой (школьной) ступени композиторского образования. Из этой группы можно выделить пьесу «Siesta» для фортепиано, саксофона и ударных инструментов Никиты Носикова и Семена Баяндина – легкая импровизация, с джаз-роковыми интонациями и моторными ритмами и песню Сергея Афонина на слова А. Сухашвили (в исполнении автора и Марии Авиловой) «Творчество – это счастье!», звучащая и как девиз и как итог прошедшему курскому празднику музыки юных композиторов XXI века.

Информацию предоставил председатель жюри конкурса, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник НИЛ МКТ КГУ, член Союза композиторов России, Марина Космовская.