Профессор КГУ – участник Всероссийского педагогического конгресса

9 декабря 2022

7 – 8 декабря в Москве под эгидой Академии Минпросвещения России проходил Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения России». Предстояло выработать предложения в план реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года.

В 34 педагогических вузах Минпросвещения России обучаются меньше половины студентов-педагогов. 54% студентов получают педагогическое образование в 237 других образовательных организациях высшего образования, в том числе в Курском государственном университете.

В число ключевых задач развития системы подготовки педагогических кадров в России входят: создание единого образовательного пространства педагогического образования, развитие кадрового потенциала всех образовательных организаций, реализующих программы педагогической направленности, и их включение в федеральную и региональную повестку.

Единство образовательного пространства обеспечивается одинаково высоким уровнем качества подготовки педагогов на территории страны. Это требует соблюдения требований к базовой части содержания образования, планируемым результатам и условиям реализации образовательных программ. Для решения указанных задач разработаны методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию (или «ядро высшего педагогического образования»), задающие:
компетентностную модель образовательных программ и индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций,
объем обеих частей ОПОП, содержательные модули – социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий, психолого-педагогический, воспитательный, учебно-исследовательский, предметно-методический, коррекционной педагогики и коррекционной психологии (по выбору вуза) – и их примерное наполнение (разработаны модельные рабочие программы модулей),
типы и формы практик.

На конгрессе обсуждались интересные инициативы, имеющие значимые социальные эффекты. Например, создание условий для прохождения студентами практик в образовательных организациях других регионов с включением в ознакомительный блок знакомства с культурой, историей, инфраструктурой, сферой образования региона присутствия, а в содержательный блок – совместной работы с выдающимися педагогами данного региона. Предполагается, что это может стать эффективным способом решения проблемы дефицита педагогических кадров в ряде регионов страны. Было предложено также учредить всероссийский конкурс среди студентов по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки по типу конкурса «Учитель года».

Академия Минпросвещения представила интересные прикладные разработки, которые может использовать в своей работе каждый учитель. Например, онлайн-тренажер «Учусь быть классным!», созданный для совершенствования профессиональных компетенций классного руководителя. Тренажер предусматривает 3 уровня сложности заданий, включает 6 виртуальных персонажей, 11 оригинальных кейсовых механик и предполагает 5 типов обучающей обратной связи.

В рамках конгресса была организована работа научно-практической конференции «От научных исследований – к образовательной политике», посвященная обсуждению актуальных моделей педагогического образования, проблем формирования мировоззрения будущего учителя и цифровой трансформации образовательной системы, потенциала взаимодействия педагогических вузов и региональной системы образования. Профессор кафедры педагогики и профессионального образования Курского государственного университета Е.Л. Башманова выступила с докладом «Сотрудничество органов власти, образовательных организаций и региональных институтов развития в разработке Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года», рассказала об уникальном опыте нашего региона и вкладе ученых и преподавателей Курского государственного университета в эту работу.

Информацию предоставила Е.Л. Башманова.