Делегация Курского государственного университета на V Профессорском форуме

29 ноября 2022

22–24 ноября в Москве проходила работа V Профессорского форума «Наука и образование в условиях глобальных вызовов».

С приветствием к участникам обратились министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов, председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря общественной палаты Российской Федерации В.В. Гриб, председатель Наблюдательного совета Российского профессорского собрания, президент РУДН, председатель ВАК при Минобрнауки России В.М. Филиппов.

С докладами выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, президент Российской академии образования О.Ю. Васильева, председатель Ассоциации ведущих университетов России Н.М. Кропачев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова, председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохин, председатель совета ректоров вузов Юга России М.А. Боровская и другие.

В работе форума приняли участие профессора КГУ Ольга Петровна Шабанова, Елена Леонидовна Башманова, Сергей Павлович Праведников.

Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков: «Наша с вами текущая жизнь ... должна быть в центре внимания. Сплав разных поколений – самая правильная организация нашей работы».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Александр Николаевич Шохин обозначил стратегий отечественных компаний и предприятий по повышению производительности труда. У 98% компаний в стратегии присутствует обучение сотрудников. В сложное время на первое место выходят люди: тот, кто учит, и тот, кто учится.

Декан Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александр Александрович Аузан подчеркнул уникальность сосуществования в России одновременно двух экономических культур – коллективистской и индивидуалистической – и необходимость культивировать доверие между людьми как альтернативный источник экономического роста. По мнению ученого, продуктивными личными установками на послезавтра являются три «Д»: долгосрочный взгляд, доверие к большинству людей и договороспособность.

23 ноября прошли секционные заседания, посвященные развитию высшего образования, науки, интеллектуальной собственности и трансфера научных технологий. В Общественной палате Российской Федерации были организованы совместное заседание общественных советов при Рособрнадзоре, Минпросвещении России и Минобрнауки России, секция президентов университетов.

В Российской академии образования обсуждались лучшие практики университетов в воспитании молодежи. Модератором секции выступил и.о. вице-президента РАО Виктор Стефанович Басюк. Собравшихся приветствовал замминистра науки и высшего
образования Григорий Александрович Гуров. С докладами выступили известные специалисты по проблемам воспитания:
научный руководитель лаборатории развития содержания воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности РАО Наталия Леонидовна Селиванова, профессор кафедры социальной педагогики гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета Марина Викторовна Шакурова, директор Научного центра РАО на базе Волгоградского государственного университета Николай Михайлович Борытко и ряд других ученых из многих регионов страны.

Обсуждались вопросы влияния молодежной политики университета на воспитание профессионала нового поколения, проблемы реализации примерной программы воспитания в университете, особенности воспитательных ресурсов куратора студенческой группы, необходимость разработки адаптационных программ для первокурсников, иностранных студентов. «Самое сложное в нашей работе заключается в том, что воспитание – это не деятельность, а отношение», – заметила Марина Викторовна Шакурова, подчеркнув, что внутривузовская корпоративная культура, управленческие, преподавательские, педагогически е практики – все должно быть направлено на формирование у студентов способности к самостоятельности и самоуправлению. Факторами успеха воспитательной деятельности в вузе, по мнению заведующей кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета Татьяны Александровны Ромм, являются: 1) вовлеченность всех участников образовательных отношений в воспитательную деятельность, 2) насыщенность воспитательной деятельности событиями, а профессиональной деятельности – воспитательными влияниями, 3) создание условий для самоопределения в профессии и самореализации в общении каждого студента университета.

В завершение Форума 24 ноября прошли научно-отраслевые секции в ведущих вузах страны: РАНХиГС, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РУДН, МФЮА, Сеченовском университете. В Московском городском педагогическом университете была организована работа секции «Педагогика и подготовка педагогических кадров».

Собравшихся приветствовал  ректор МГПУ Игорь Михайлович Реморенко. С докладами выступили замминистра просвещения Анастасия Владимировна Зырянова, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Елена Витальевна Пискунова, директор института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Ильич Савенков, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Михаил Вадимович Груздев, главный учёный секретарь президиума РАО Светлана Вениаминовна Иванова. Доклады были посвящены актуальным вопросам педагогической науки и практики. В частности, обсуждались современные мировые тренды в развитии педагогики, проблемы развития отечественного педагогического образования, внедрение модели [2+2(3)+2] в образовательный процесс университета, профессиональные дефициты педагогов в области прикладных компетенций и пути их восстановления.

Многие выступающие подчеркнули, что самое важное происходит тогда, когда за учителем закрывается дверь в класс. Елена Витальевна Пискунова обратила внимание, что сегодня образовался большой разрыв между тем, как студенты живут, и тем, как они учатся – его необходимо преодолевать, делая обучение динамичным и актуальным. Обсуждая проблемы методологических затруднений молодых исследователей, Светлана Вениаминовна Иванова привела примеры, свидетельствующие, что сегодня зачастую не только аспиранты, но и научные руководители нечувствительны к методологическому знанию, например, не видят разницы между подходами в образовании и подходами к исследованию и перечисляют их через запятую.

Замминистра просвещения Анастасия Владимировна Зырянова рассказала о кардинальных изменениях в профессиональном образовании педагогов: обновлена предметно-вещная среда, образовательный процесс напитывается наукой, внедрено общее для всех ядро высшего педобразования, к 2024 году будет открыто 5000 педагогических классов. Все это привлечет сильных абитуриентов и, соответственно, повысит общий уровень образовательных результатов. Амбициозная задача – в каждом педагогическом вузе внедрить демонстрационный экзамен, чтобы студент знал, что в конце он «сможет предъявить себя профессиональному сообществу».