Top.Mail.Ru

Молодые ученые филологического факультета: Ольга Буровникова

1 ноября 2022

От студентки-бакалавра на педагогическом, сквозь магистратуру, прямиком к аспирантуре – Ольга Буровникова начала свою деятельность на филологическом факультете ещё в 2014 году. За это время было пройдено много: практика в маленьком селе Рыльского района, студенческие исследования в области современного русского языка, изучение фольклора и диалектологии.

- Интересно, что дальше?

Тогда читайте интервью руководителя студенческой пресс-службы филологического факультета Маргариты Шамриной с аспиранткой кафедры русского языка Ольгой Николаевной Буровниковой.

– Здравствуйте, Ольга, вы филолог и планируете заниматься научной деятельностью по направлению, скажите, зачем сейчас нужны филологи?

– Чтобы понять, зачем нужны филологи сегодня, нужно понять, чем вообще занимается филология. Если мы откроем учебники по истории филологии, основам современной филологии Александра Тимофеевича Хроленко, то увидим, что филология - это наука, которая занимается изучением смысла. То есть своим объектом имеет текст, а предметом - смыслы, в нём заключённые. Поэтому филология в нашу эпоху учит мыслить не только прагматично, она учит понимать не только то, что человек говорит, но и почему. И вот это воспитание культуры сказанного, написанного и прочитанного никогда не перестанет быть актуальным.

– Как филолог может использовать свои знания в цифровизированном мире?

– Стоит начать с того, что филолог сам может пользоваться благами цифровизации, поскольку сейчас очень актуальны направления, связанные с компьютерной лингвистикой, с внедрением искусственного интеллекта, нейросетей и прочего. Многие ошибочно считают, что у лингвистики ничего общего с точными науками, и это самое больше заблуждение.

– Почему?

– Языкознание, например, одним из первых среди других гуманитарных наук начало активно использовать в своем инструментарии математические вычисления, алгебру, теорию множеств, теорию вероятности и т.д. Сейчас весьма актуальным направлением является создание, например, частотных словарей - это перечни слов того или иного источника с количеством их употреблений, которые вычислить можно благодаря математическим расчётам и системам электронного вычисления. Другим примером может послужить Национальный корпус русского языка – онлайн-сервис, в котором представлен невероятно обширный корпус русских текстов самых разных жанров с удобной цифровой навигацией. Национальный корпус стал важным помощником для филологов.

– Какие исследования вы уже проводили? В каких использовали математические техники?

– Конкретно моя будущая кандидатская диссертация связана с изучением языка частушек Курской области. Одно из направлений, которое мы реализуем в ходе работы, - выявление частотности лексики, представленной в частушках Курской области. В идеале, цель - создать частотный словарь. Это важно и интересно еще и потому, что с помощью полученных данных мы можем делать вывод о культурных особенностях региона.

– На чьи работы вы опираетесь в своём исследовании?

– Это достаточно обширный вопрос, потому что трудов на самом деле много. Работаем в духе курской школы лингвофольклористики, отцом которой является Александр Тимофеевич Хроленко. Опираюсь на работы курских лингвофольклористов, на теоретические работы других ученых и исследователей, знакомлюсь с диссертациями, со сводами частушек других регионов и многим другим.

– Кто ваш научный руководитель? Расскажите о работе с ним.

– Сейчас работаю под руководством Сергея Павловича Праведникова, до этого моим научным руководителем была Мария Александровна Бобунова. Очень горжусь тем, что мне выпала возможность работать под их руководством. Чувствуешь заботу, обеспокоенность и заинтересованность. Мои наставники всегда идут мне навстречу, направляют, учат. Это очень важно для меня, так как сейчас я делаю свои первые серьезные шаги в лингвофольклористике.

– Что исследуете сейчас?

– Прежде я занималась изучением местоимений русского языка, а сейчас мою жизнь ворвалась частушка во всём ее многообразии и красоте. Она увлекательна, насыщена диалектными особенностями, в каком-то смысле напоминает расписной сарафан. Частушки очень добрые, в них не найдёшь какого-нибудь прямого грубого оскорбления, посыл довольно простой. Частушки исполняли экспромтом в любых жизненных ситуациях: во время работы в поле, уютных вечеров, частушками провожали на войну и встречали с неё. Интересно посмотреть на эволюцию этого жанра, он очень активно отражает в себе общественные и политические процессы. Так что темой моей диссертации стала “Фольклорная диалектология через призму курской частушки”.

– С чего началась ваша научная деятельность?

– Я только сейчас заметила, что моя заинтересованность в этом направлении началась чуть ли не с первого курса. Здесь стоит упомянуть моего преподавателя по русской диалектологии – Ларину Людмилу Ивановну. Она буквально жила этим предметом. На первом курсе под ее руководством мы проходили диалектологическую практику в селе Большегнеушево Рыльского района. Местный женский монастырь любезно нам предоставил жильё. В ходе практики мы общались с бабушками и дедушками, которые там жили. Слушали, вникали в заботы жителей, задавали вопросы, диалектные словечки записывали в блокнот и на диктофон - это всё очень интересный опыт.

Людмила Ивановна часто привлекала меня к проведению экскурсий в кабинете народной культуры, я начала посещать мероприятия, связанные с фольклором и диалектологией. Уже тогда я и заинтересовалась этим, наверное.

Самая моя первая работа была посвящена исследованию творчества курского краеведа и писателя Юрия Александровича Бугрова. По большей части эта работа по литературному краеведению. Очень много работала с моим преподавателем по устному народному творчеству - Ириной Петровной Михайловой. Позже с этой темой участвовала в конференции в Большеболдинском историко-художественном музее, даже остались памятные призы.

– Вы окончили бакалавриат и магистратуру по направлению подготовки “Педагогическое образование”, на каком направлении учитесь сейчас как аспирант?

– Сейчас моя специальность - русский язык. Интересно, вдохновляюще, есть чёткие планы и надежды на то, что всё получится реализовать. Очень хочется успешно окончить аспирантуру, написать и защитить диссертацию. Оборачиваясь назад, понимаю, во имя чего шагаю вперёд, отступать некуда, поэтому только вперёд, к намеченным целям.

Материал предоставили на филологическом факультете КГУ.

 

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке