Молодые ученые филологического факультета: Ольга Буровникова

1 ноября 2022

От студентки-бакалавра на педагогическом, сквозь магистратуру, прямиком к аспирантуре – Ольга Буровникова начала свою деятельность на филологическом факультете ещё в 2014 году. За это время было пройдено много: практика в маленьком селе Рыльского района, студенческие исследования в области современного русского языка, изучение фольклора и диалектологии.

- Интересно, что дальше?

Тогда читайте интервью руководителя студенческой пресс-службы филологического факультета Маргариты Шамриной с аспиранткой кафедры русского языка Ольгой Николаевной Буровниковой.

– Здравствуйте, Ольга, вы филолог и планируете заниматься научной деятельностью по направлению, скажите, зачем сейчас нужны филологи?

– Чтобы понять, зачем нужны филологи сегодня, нужно понять, чем вообще занимается филология. Если мы откроем учебники по истории филологии, основам современной филологии Александра Тимофеевича Хроленко, то увидим, что филология - это наука, которая занимается изучением смысла. То есть своим объектом имеет текст, а предметом - смыслы, в нём заключённые. Поэтому филология в нашу эпоху учит мыслить не только прагматично, она учит понимать не только то, что человек говорит, но и почему. И вот это воспитание культуры сказанного, написанного и прочитанного никогда не перестанет быть актуальным.

– Как филолог может использовать свои знания в цифровизированном мире?

– Стоит начать с того, что филолог сам может пользоваться благами цифровизации, поскольку сейчас очень актуальны направления, связанные с компьютерной лингвистикой, с внедрением искусственного интеллекта, нейросетей и прочего. Многие ошибочно считают, что у лингвистики ничего общего с точными науками, и это самое больше заблуждение.

– Почему?

– Языкознание, например, одним из первых среди других гуманитарных наук начало активно использовать в своем инструментарии математические вычисления, алгебру, теорию множеств, теорию вероятности и т.д. Сейчас весьма актуальным направлением является создание, например, частотных словарей - это перечни слов того или иного источника с количеством их употреблений, которые вычислить можно благодаря математическим расчётам и системам электронного вычисления. Другим примером может послужить Национальный корпус русского языка – онлайн-сервис, в котором представлен невероятно обширный корпус русских текстов самых разных жанров с удобной цифровой навигацией. Национальный корпус стал важным помощником для филологов.

– Какие исследования вы уже проводили? В каких использовали математические техники?

– Конкретно моя будущая кандидатская диссертация связана с изучением языка частушек Курской области. Одно из направлений, которое мы реализуем в ходе работы, - выявление частотности лексики, представленной в частушках Курской области. В идеале, цель - создать частотный словарь. Это важно и интересно еще и потому, что с помощью полученных данных мы можем делать вывод о культурных особенностях региона.

– На чьи работы вы опираетесь в своём исследовании?

– Это достаточно обширный вопрос, потому что трудов на самом деле много. Работаем в духе курской школы лингвофольклористики, отцом которой является Александр Тимофеевич Хроленко. Опираюсь на работы курских лингвофольклористов, на теоретические работы других ученых и исследователей, знакомлюсь с диссертациями, со сводами частушек других регионов и многим другим.

– Кто ваш научный руководитель? Расскажите о работе с ним.

– Сейчас работаю под руководством Сергея Павловича Праведникова, до этого моим научным руководителем была Мария Александровна Бобунова. Очень горжусь тем, что мне выпала возможность работать под их руководством. Чувствуешь заботу, обеспокоенность и заинтересованность. Мои наставники всегда идут мне навстречу, направляют, учат. Это очень важно для меня, так как сейчас я делаю свои первые серьезные шаги в лингвофольклористике.

– Что исследуете сейчас?

– Прежде я занималась изучением местоимений русского языка, а сейчас мою жизнь ворвалась частушка во всём ее многообразии и красоте. Она увлекательна, насыщена диалектными особенностями, в каком-то смысле напоминает расписной сарафан. Частушки очень добрые, в них не найдёшь какого-нибудь прямого грубого оскорбления, посыл довольно простой. Частушки исполняли экспромтом в любых жизненных ситуациях: во время работы в поле, уютных вечеров, частушками провожали на войну и встречали с неё. Интересно посмотреть на эволюцию этого жанра, он очень активно отражает в себе общественные и политические процессы. Так что темой моей диссертации стала “Фольклорная диалектология через призму курской частушки”.

– С чего началась ваша научная деятельность?

– Я только сейчас заметила, что моя заинтересованность в этом направлении началась чуть ли не с первого курса. Здесь стоит упомянуть моего преподавателя по русской диалектологии – Ларину Людмилу Ивановну. Она буквально жила этим предметом. На первом курсе под ее руководством мы проходили диалектологическую практику в селе Большегнеушево Рыльского района. Местный женский монастырь любезно нам предоставил жильё. В ходе практики мы общались с бабушками и дедушками, которые там жили. Слушали, вникали в заботы жителей, задавали вопросы, диалектные словечки записывали в блокнот и на диктофон - это всё очень интересный опыт.

Людмила Ивановна часто привлекала меня к проведению экскурсий в кабинете народной культуры, я начала посещать мероприятия, связанные с фольклором и диалектологией. Уже тогда я и заинтересовалась этим, наверное.

Самая моя первая работа была посвящена исследованию творчества курского краеведа и писателя Юрия Александровича Бугрова. По большей части эта работа по литературному краеведению. Очень много работала с моим преподавателем по устному народному творчеству - Ириной Петровной Михайловой. Позже с этой темой участвовала в конференции в Большеболдинском историко-художественном музее, даже остались памятные призы.

– Вы окончили бакалавриат и магистратуру по направлению подготовки “Педагогическое образование”, на каком направлении учитесь сейчас как аспирант?

– Сейчас моя специальность - русский язык. Интересно, вдохновляюще, есть чёткие планы и надежды на то, что всё получится реализовать. Очень хочется успешно окончить аспирантуру, написать и защитить диссертацию. Оборачиваясь назад, понимаю, во имя чего шагаю вперёд, отступать некуда, поэтому только вперёд, к намеченным целям.

Материал предоставили на филологическом факультете КГУ.