Ректор КГУ А.Н. Худин принимает участие в парламентских слушаниях

27 июня 2022

Ректор Курского государственного университета Александр Николаевич Худин принимает участие в парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в Российской Федерации, которые проходят в зале заседаний Государственной Думы Российской Федерации.

«Интерес к слушаниям беспрецедентен: кроме тех, кто находится в зале пленарного заседания, у нас еще участвуют желающие услышать этот разговор в малом зале. Всего 711 человек зарегистрированы в слушаниях, которые посвящены вопросам развития системы высшего образования в Российской Федерации», — отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

«Выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта» предложил глава Минобрнауки России Валерий Фальков в ходе больших парламентских слушаний в Государственной Думе РФ. «Беспрецедентные вызовы и ограничения, с которыми мы столкнулись, с очевидностью диктуют системе высшего образования необходимость изменений. Начинать надо с целеполагания и изменения стратегического вектора развития, с выработки и обсуждения тех принципов, которые будут положены в фундамент системы высшего образования на новом этапе ее развития. Не разрушая того положительного, что удалось достичь, и не отрицая предыдущего этапа, надо взять от него все лучшее — и двигаться вперед. Но при этом предлагается выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта и попыток соответствия чужим стандартам. Опираясь на наши традиции, понимая свои конкурентные преимущества, надо оперативно ответить на новые вызовы с учетом запросов меняющейся экономики», — заявил Валерий Фальков.

Глава Минобрнауки России обозначил традиции российской высшей школы, которые должны лечь в основу модернизации всей системы высшего образования

Всеобщее школьное образование

«Школы и университеты должны работать вместе над качеством школьного образования. На новом этапе развития необходимо уделить приоритетное внимание работе вузов со школьниками, особенно по математике, информатике, физике, химии и биологии».

Фундаментальность

«В новых условиях, несмотря на развитие академической мобильности и запрос рынка труда на сокращение сроков обучения и гибкость образовательных программ, принципиально важно сохранить фундаментальность высшего образования. Конечно, сделать это надо в новом, современном прочтении».

Упор на точные науки

«В отечественном образовании были и есть сильные традиции в математике, физике, подготовке инженеров, решении сложнейших научно-технологических задач. Все это составляет хороший задел для дальнейшего развития системы высшего образования».

Новая реальность для высшего инженерного образования

Валерий Фальков обозначил значимость подготовки высококвалифицированных инженерных кадров и роль социогуманитарной компоненты в техническом образовании.

«Сейчас нашей стране предстоит восстановить проектирование, производство и обслуживание целого ряда сложных технологических кластеров, которые ранее мы могли импортировать. Этот вызов создает совершенно новую реальность для высшего инженерного образования. Нужны разработчики технологий, конструкторы, интеграторы, ориентированные на результат, на конкретные инженерные проекты. Более продолжительный срок профессиональной подготовки инженеров не только позволит повысить системность знаний, но и даст возможность, не жертвуя профессиональным ядром, включить в программу обучения весомую социогуманитарную компоненту. Таким образом гуманитарный цикл в высшем техническом образовании может быть восстановлен в своих правах. Его задача — не только облегчить профессиональную карьеру выпускника, но и сформировать личность российского интеллигента, патриотичного и социально активного, с широким кругозором и высокими культурными запросами», — отметил глава Минобрнауки России.

Ключевые принципы, на которых Минобрнауки России предлагает выстраивать национальную систему высшего образования

Достижение национальных целей

«В основе новой системы должна быть нацеленность на решение актуальных задач, находящихся в национальной повестке развития. Сегодня это обеспечение технологического суверенитета».

Открытость

«Мы расширяем и будем расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован. Будем развивать академическую мобильность, поддерживать совместные научные и образовательные проекты с зарубежными коллегами. Система высшего образования России должна стать еще более конкурентоспособной на мировом уровне, понятной и привлекательной для иностранных студентов».

Фундаментальность

«Важнейшим элементом модернизации системы высшего образования, залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, тех, кто работает по уже существующим технологиям, кто способен только пользоваться чужими решениями, касается ли это инженеров или менеджеров. А нам нужны творцы!»

Гибкость

«Система образования должна быть максимально гибкой, предоставляя каждому студенту возможность оперативно изменить свой маршрут в соответствии с запросами самого студента и ожиданиями рынка труда».

Практичность

«Система образования должна обеспечивать не только передачу знаний, но и формирование нужных и востребованных обществом и рынком труда умений и навыков. В первую очередь речь идет о цифровых навыках и умениях. Практическая, проектная деятельность студентов должна быть обязательной частью образовательных программ».

Воспитание

«Университеты должны формировать у молодежи уважение к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов».

«Сегодня нам предстоит выстроить такую модель университетского образования, которая должна основываться на преимуществах отечественной высшей школы, отвечать новым вызовам и задачам государства, уровню научно-технологического развития. И, конечно, мы должны быть готовы к широкому научно-образовательному сотрудничеству», — заявил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на парламентских слушаниях на тему «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации».

«Правительством РФ сегодня вырабатываются меры реагирования, осуществляются конкретные шаги, направленные на повышение роли вузов в решении первоочередных задач, стоящих перед страной. Валерий Николаевич об этом сегодня говорил, мы его в этом поддерживаем», — отметил председатель Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию Владимир Кабышев на парламентских слушания.

Также он добавил, что главная задача российской политики в сфере высшего образования — обеспечение современного качества высшего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, текущим и перспективным потребностям рынка.

Отвечая на вопрос о привлечении молодежи в науку, глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал о подготовке серии предложений, связанных с материально-техническим обеспечением и социальной защитой тех, кто работает в университетах и научно-исследовательских институтах.

«В этом году был существенно увеличен объем средств, выделенных на жилищные сертификаты. Если в прошлом году это было 286 млн рублей, то в этом году был добавлен миллиард. Одновременно мы с коллегами прорабатываем вопрос, связанный с научной ипотекой», — сообщил Валерий Фальков.

«В программах «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы», в которых участвуют сотни университетов, мы делаем акцент на привлечении молодежи в исследовательскую деятельность», — добавил глава Минобрнауки.

«Развивая систему высшего образования, создавая условия нашим университетам, на новом этапе развития нам предстоит на принципиально другом качественном уровне организовать воспитательную работу. Университеты должны формировать у молодежи уважение к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов. Страна у нас большая, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история и общие ценности», — в ходе парламентских слушаний сказал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Формирование новой стратегии высшего образования затрагивает интересы работодателей самым непосредственным образом. Нехватка квалифицированных кадров является одним из препятствий развития бизнеса. Безусловно, мы заинтересованы в «бесшовной» стыковке системы профессионального образования, как высшего, так и среднего, с рынком труда. Для этого необходимо запустить механизм ускоренной актуализации содержания программ профессионального образования с учетом современных потребностей рынка труда», — заявил на парламентских слушаниях президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

По его словам, обновление содержания образовательных программ с учетом актуальных технологических векторов является безусловном приоритетом для отраслевых программ развития и федеральных проектов. Он отметил, что работодатели должны быть активно вовлечены в образовательный процесс, а вузы, в свою очередь, соответствовать запросам современного рынка труда.

«Мы считаем, что сохранение фундаментального образования в стране, преимущественное развитие специалитета и интегрированной магистратуры — это главное. При этом не должны быть ущемлены права тех, кто сейчас учится, они должны получить дипломы», — сказал на парламентских слушаниях президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Он отметил, что российским университетам нужно дать больше возможностей выбора по развитию собственных траекторий обучения. При этом следует координировать образовательную деятельность, начиная со школьного образования.

«Главное — думать о будущем нашей системы образования. Ее достижения признаны в мире, ее потенциал, питающийся из того же источника, что и наш национальный характер, откроет нам новые перспективы и принесет нужные результаты», — добавил Виктор Садовничий.

Сохранение специалитета подтверждает качество российского высшего образования

Об этом во время парламентских слушаний в Государственной Думе заявил ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

По его словам, в медицинских вузах, несмотря на пандемию, сохранилось количество иностранных студентов.

«Например, в Сеченовском университете сегодня обучается 5 тысяч иностранных студентов. В этом году мы это количество увеличим. Это говорит о том, что программа специалитета и подготовка кадров по этим направлениям востребованы не только в России, но и за рубежом», — отметил он.

Также Петр Глыбочко напомнил, что за последние годы удалось сформировать национальную систему медицинского образования, которая строится на принципах преемственности «школа – университет – клиника».

«Система хорошо зарекомендовала себя и масштабируется сейчас на всю страну», — подчеркнул ректор.

Отвечая на вопрос о том, как сохранить интерес иностранцев к российскому образованию, Министр науки и высшего образования РФ рассказал об увеличении квот для студентов из-за рубежа.

«По решению Правительства РФ мы удваиваем квоту для иностранных граждан. В позапрошлом году было 15 тыс. мест, в прошлом — 18 тыс. мест, в этом — 23 тыс., а на следующий год будет 30 тыс.», — отметил Валерий Фальков.

Также он сообщил, что в России сегодня обучается 345 тыс. 98 иностранных студентов. Лидирует Казахстан — почти 60 тыс. учащихся, за ним идут Узбекистан, Туркменистан, Китай и Индия.

«Нам надо повышать качество образования, научную компоненту, запуская новые интересные проекты, развивая материально-технические условия. Не надо переоценивать значение бакалавриата и магистратуры в борьбе мотивов. Абитуриент, когда поступает, взвешивает все аргументы при выборе страны, куда он едет, университета, в который поступает, качество образования, которое дает вуз», — добавил Министр.

В завершение парламентских слушаний спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что обсуждение вопросов развития российской системы высшего образования не состоялось бы без участия главы Минобрнауки Валерия Фалькова.

«Надо признать, что сегодняшняя встреча не получилась бы, если бы не желание министра присоединиться к этому разговору. Его приверженность качеству российского образования привела к нему», — отметил Вячеслав Володин.

В свою очередь, Валерий Фальков поблагодарил всех участников встречи за конструктивный разговор и отметил, что министерство постарается отработать все высказанные в ходе слушаний предложения с заинтересованными депутатами Госдумы.

«У нас впереди летний такт, мы постараемся облечь все в конкретные решения и уже выйти с тем, чтобы последовательно, осторожно, но там, где надо, — быстро и решительно произвести необходимые изменения. Чтобы наша система образования стала более конкурентоспособной, и чтобы мы решили те конкретные задачи, которые перед нами совсем недавно поставил Президент страны», — сказал глава Минобрнауки России.