В какие игры играют студенты КГУ?

4 марта 2022

Когда студенты слышат словосочетание «интеллектуальные игры», то первое, что приходит им в голову – игра "Что? Где? Когда?". Некоторые еще вспоминают "Свою игру". Но, как мы выяснили в ходе общения со студентами первого курса, к ним часто причисляют и шахматы, и бридж, и даже "Поле чудес".

Студенческий клуб интеллектуальных игр играет сегодня в свыше тридцати разновидностей интеллектуальных игр. Есть самые крупные (речь о них пойдет сегодня), а есть и игры локальные, в которые курские знатоки играют не так часто. Мы начинаем серию публикаций об истории и многообразии мира интеллектуальных игр.

Самой крупной русскоязычной (хотя в нее и играют во всем мире и на десятках национальных языков) интеллектуальной игрой конечно является "Что? Где? Когда". Точнее, ее спортивный вариант, предполагающий более точные формулировки вопроса и ответа, большое количество команд, играющих одновременно и письменную фиксацию ответов.

После выхода в свет телепередачи "Что? Где? Когда?" умные люди в разных городах СССР довольно быстро поняли, что могут отвечать на вопросы ничуть не хуже телевизионных знатоков. Телеклуб, конечно, не мог вместить всех желающих играть. Тогда и начали по всей стране, как грибы после дождя, расти клубы знатоков. Сначала в клубах пытались во всех подробностях повторить телевизионный антураж игр — покупался волчок, раскладывались вопросы, в зал усаживали зрителей. Со временем количество желающих играть росло, а число желающих просто посмотреть — уменьшалось.

Днем рождения передачи "Что? Где? Когда?" считается 4 сентября 1975 года, когда в эфир вышла «Семейная викторина "Что? Где? Когда?"». В передаче приняли участие две семьи из Москвы. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Уже в 1976 году программа превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?". В записи передачи приняли участие студенты МГУ, игру вел Александр Масляков. В игре появился волчок, а вот минуты обсуждения еще не было. Каждый участник играл сам за себя и отвечал на вопросы без подготовки. Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Призом за каждый ответ была книга. Всего было задано 14 вопросов, но главный приз — комплект книг — никто выиграть не смог (для этого надо было правильно ответить на семь вопросов).

На сегодняшний день в спортивное "Что? Где? Когда?" играют многие тысячи игроков более чем двадцати стран мира, существуют рейтинги команд знатоков, проводятся Чемпионаты Мира по "Что? Где? Когда?" и национальные чемпионаты.

Попробуйте и вы сыграть в спортивное "Что? Где? Когда?":

1. В рассказе Редьярда Киплинга говорят, что ОН – новая порода тяглового быка. Назовите ЕГО двухкоренным словом.

2. В одном романе слуге астронома за маленький рост дают прозвище Коронавирус. Какое слово мы заменили словом "коронавирус"?

3. Ответ на этот вопрос можно написать и не полностью. У какого животного шерсть растет так, чтобы посередине живота образовался пробор и во время ливня вода стекала по бокам вниз?

4. В одном декабрьском номере журнала Мурзилка хочет порадовать полярников и изобретает специальную консерву, которую надо всего лишь поставить в снег. Что из нее появится?

5. В арабском варианте известной сказки ОН предлагает ЕЙ миску, которую ставит в расщелину между камнями. Назовите ЕГО и ЕЕ.

Вторая популярная игра в мире - "Брэйн-ринг". Игры на опережение возникли вскоре после того, как появилось понимание, что в общем случае спортивное "Что? Где? Когда?" непривлекательно для постороннего зрителя. А вот определить, какая из команд может быстрее ответить на поставленный вопрос — это уже гораздо интереснее. В "Брэйн-ринг" играют две шестерки знактоков друг против друга, вопросы обычно короче и четче, а ответ дается устно.

Ведущим новой программы стал Андрей Козлов. Съемки первого телебрэйна продолжались с 1989 по 1999 гг., после чего игра стала спортивной. Во многих учебных заведениях проводятся тематические "Брэйны" (например, по информатике, математике и т.д.), сценарии и методики проведения игры включаются в пособия для учителей и руководителей кружков. Так что "Брэйн" вполне можно назвать народной игрой. И хоть знатоки частенько признаются в своей нелюбви к "Брэйн-Рингу", но всегда играют его в качестве дополнительной интеллектуальной программы.

Попробуйте и вы сыграть в "Брэйн-ринг":

6. Заглавному герою английской народной сказки "Джонни-пончик" на его недолгом пути попадались различные живые существа. Кто ему встретился последним?

7. В 1622 году Людовик XIII перевооружил свою роту карабинеров. А чем?

8. Согласно таджикскому изречению, жадному и ОНА тесна. А согласно русской поговорке ОНА может исправить недостаток. Какой?

9. Эта птица тратит на каждый грамм веса энергии больше слона и съедает в день вдвое больше, чем весит сама. Что это за птица?

10. ИХ называют "белыми призраками" и "дрейфующей смертью". Назовите самую известную жертву одного из НИХ.

В Курском государственном университете можно прийти в клуб на тренировку, которая проходит еженедельно по субботам в 17.30 в ауд. 24 на первом этаже главного корпуса по ул. Радищева, 33, и отвечать не только на эти вопросы.

Ответы.

1. Паровоз. Во времена Киплинга паровозы в Индии были в новинку, поэтому проще было объяснить, что они из себя представляют, используя аналогию. Паровоз тащит за собой вагоны, также как бык повозку.

2. Омикрон. В астрономии буква омикрон используется для пятнадцатой по яркости, то есть очень маленькой, звезды в созвездии.

3. У ленивца. Под тропическим ливнем такая шерсть помогает ленивцу быстрее обсохнуть. Возможно, вам было лень писать такое длинное слово в ответе.

4. Новогодняя ёлка.

5. Аист (или журавль), лиса. В этом варианте сказке аист наливает угощение лисице в миску, а не в кувшин, но находит способ, чтобы рыжая всё же ушла домой не солоно хлебавши.

6. Лиса, которая его и слопала. А Колобок повторил его судьбу.

7. Мушкетами. Отсюда их название - мушкетеры.

8. Горбатость. ОНА – могила.

9. Колибри.

10. Титаник. ОНИ – это айсберги.

Елена Довидович, руководитель студенческого клуба интеллектуальных игр КГУ.