24 – 25 февраля на дефектологическом факультете Курского государственного университета прошла юбилейная XV Международная научно-практическая конференция молодых учёных и студентов «ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ… ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ», посвящённая памяти профессора Р.Е. Левиной. Тема конференции – «Современное интегративное пространство специального и инклюзивного образования». Конференция прошла в интеграции с мероприятиями федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников (утв. протоколом заседания Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников № 2 от 25 ноября 2021 г). и федеральной инновационной площадки «Методика персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО», утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2020 № 1580 "Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования" (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2021 № 62355) .
Обращаясь к участникам конференции с приветственным словом, ректор ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», д. пед. наук, профессор А.Н. Худин отметил, что традиционно тематика левинских конференций выступает как платформа для научного общения, обмена опытом учёных, студентов, практиков, представителей общественных организаций, родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. А глубокое наполнение программы конференции обеспечивается кумулятивным эффектом, который достигается благодаря активному включению партнёров дефектологического факультета на международном, федеральном, а также региональном уровнях.
В унисон прозвучали слова вице-президента по вопросам международного сотрудничества Евангелического университета г. Нюрнберг (Германия) Хелены Игнатци о том, что тесное сотрудничество с дефектологическим факультетом КГУ позволяет реализовывать различные проекты в области инклюзивного образования, социальной и реабилитационной помощи лицам с ОВЗ.
Спектр актуальных проблем отечественной дефектологии осветила директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьёва.
В формате пленарного заседания в докладах ведущих учёных, представляющих различные российские и зарубежные научные школы, был затронут широкий круг вопросов, входящих в интегративное поле современной дефектологической науки: от проблем дифференциальной диагностики до повышения профессиональной компетентности учителей-логопедов в системе дополнительного профессионального образования. Достойно на «встрече поколений» прозвучал доклад начинающего исследователя, старшего преподавателя кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» М.А. Солдаткиной.
Интерес участников конференции вызвала публичная лекция Татьяны Борисовны Белозёровой, заведующего кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», к.ист.н., доцента на тему: «Социальный аспект сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Впервые в программу конференции была включена новая форма профессионального взаимодействия – презентация книги её автором. Любимова Марта Павловна – педагог и создатель автор обучающих курсов программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», представила уникальный образовательно-развивающий дидактический продукт «Я всё могу сама! История о незрячей девочке Маше!»
Второй день конференции открыли интерактивные студии.
Участники «Аукциона педагогических идей» обсуждали современные подходы к реализации задач формирования жизненных компетенций в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями; инновационные технологические решения в преподавании учебного предмета «Основы социальной жизни»; факторы, усложняющие процесс овладения подростками с интеллектуальными нарушениями социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Особый интерес вызвал учебно-методический комплекс по учебному предмету «Основы социальной жизни», представленный Комаровой Софьей Вадимовной, заместителем директора по воспитательной работе ГБУ г. Москвы «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом», к.пед.н. И практические работники, и студенты имели возможность от автора услышать комментарии и рекомендации по использованию учебно-методического комплекса.
Работа второй студии была ориентирована на интерактивное обсуждение ресурсов эффективности специального и инклюзивного образования.
Следующей локацией в программе конференции стали мастер-классы, раскрывающие тактику решения сложных задач современной дефектологической практики. Их тематика крайне актуальна: «Развитие коммуникативных умений у обучающихся младшего школьного возраста с РАС и ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации» (Елена Александровна Харланова, учитель-дефектолог, Мария Валерьевна Каменева, педагог-психолог, Олеся Сергеевна Жуковская, тьютор ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»), «Авторский подход к стимуляции коммуникативно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста» (Татьяна Владимировна Лаптева, директор центра логопедии и психологии «Демосфен» г. Курск).
На секционных площадках было представлено более 80 устных и 50 стендовых докладов, отражающих результаты научных изысканий опытных учёных, практиков и дебютирующих исследователей. Тематика выступлений широка, многогранна, креативна.
Организаторы конференции благодарят всех участников и гостей конференции за включённость, заинтересованность, готовность к сотрудничеству и взаимодействию. Мы желаем Вам научных открытий, профессиональных побед, удачи, благополучия и крепкого здоровья!
До новых встреч!
Информацию предоставили на дефектологическом факультете КГУ.