В память об ученом Г.В. Денисевиче

4 апреля 2021

25 марта 2021 года исполнилось 120 лет со дня рождения Григория Васильевича Денисевича (1901–1981) – ученого-филолога, доцента Курского государственного педагогического института (ныне – КГУ).

Предлагаем вашему вниманию воспоминания о Григории Васильевиче его ученицы, Алины Евгеньевны Булатниковой.

ОН ВСЕГДА БЫЛ И ОСТАЕТСЯ ПРОСТО УЧИТЕЛЕМ
(Григорий Васильевич Денисевич)

Как-то так случилось, что повороты моей профессиональной судьбы оказались связанными с Григорием Васильевичем Денисевичем.

Невысокий, кряжистый, с зычным голосом и строгим взглядом из-под очков, он ходил, опираясь на большой, до самой подмышки, костыль: одной ноги у него не было. Он заведовал кафедрой русского языка. И его, как грозы, боялись студенты, аспиранты и молодые преподаватели. О его суровости ходили по факультету легенды: двоечников и лодырей так умел приструнить, что они обегали его за сто вёрст.

Первый диктант я написала на тройку. Чтобы не расплакаться при всём честном народе, спряталась за большой дверью около актового зала и дала волю слезам. Вдруг кто-то тронул меня за плечо. Оглядываюсь — батюшки, сам Денисевич! Что же он со мной сделает? — Выгонит, наверно, из института!

Он внимательно смотрел на меня, потом спросил: «Что, двойка за диктант?» Я показала три мокрых пальца — тройка. «А всю жизнь отличница?» Я ещё сильнее заревела. «Вот что: будете старостой кружка русского языка». Возражать я не осмелилась: слава Богу, хоть не отчислил!

Кружком я руководила все пять лет учёбы. Тогда выходили хорошие научно-популярные книги по лингвистике, словари, печатались интересные статьи в журналах. В кружке было человек пятнадцать. Мы готовили небольшие выступления — в соответствии со своими интересами: «Почему мы так говорим?» «Как правильно произнести?», «Эхо русских сказок в нашем языке», «Мифы Эллады и язык русской поэзии» — много было интересных выступлений.

Григорий Васильевич часто приходил к нам, садился за последний стол и участвовал в «дискуссиях». Помню, девочка подготовила выступление «Почему вредны слова-паразиты?». Григорий Васильевич постоянно повторял словечко «пняете» (понимаете). И надо же — явился на кружок. Бедная студентка оробела. Я тоже растерялась, а Денисевич прочёл нам целую лекцию — и откуда берутся слова-паразиты, и почему они вредны, и как надо от них избавляться. И назидательно закончил: «Паразиты — они и есть, пняете, паразиты. Их, пняете, надо беспощадно уничтожать — чем раньше, тем, пняете, результативнее».

На третьем курсе мы писали курсовую работу по русскому языку. Мы с Людой Писаревой, моей подругой, получили пятёрки у А.С. Попова — а это не так просто!

Г.В. Денисевич объявил: работы представлены на студенческую конференцию в Липецке, завтра выезжать. Мы возразили: надо готовиться к сессии — он прикрикнул, даже костылём пристукнул: «Только о себе думаете! А честь института?..» И повёз нас самолично. Дорога с пересадкой, условия в студенческом общежитии известно какие, но он поехал и всю дорогу кормил нас домашними пирогами. Всё прошло благополучно, мы привезли какие-то награды.

Сданы госэкзамены. Впереди — свобода! И тут вызывает меня Денисевич: «Предлагаем Вам место в очной аспирантуре». Я молчу. «Подумайте до завтра» — «Не надо до завтра! Спасибо за предложение, но я не могу его принять». — «Как? Почему?» — «Я... я... выхожу замуж». А.С. Попов, присутствовавший при разговоре, сардонически захохотал: «Вот всегда так: начинают с идеалов, а кончают под одеялом!». Денисевич спросил: «А работать где собираетесь?» — «В сельской школе». Он подобрел и простился со мной тепло.

Через два года мы встретились с Григорием Васильевичем на Северном рынке: он шёл с пакетом ранней черешни. А я — с коляской, в которой радовалась жизни моя годовалая дочь. Он наклонился над коляской, и я услышала тихое стариковское ласковое ворчание. Это было удивительно, совсем не похоже на того Денисевича, которого все считали железобетонным человеком.

Он положил в коляску пакет с черешней и предложил мне работу — полставки ассистента. По сути, это была стажёрская практика. Он ходил на мои занятия, придирчиво разбирал их, хвалил редко, очень редко и через полгода сказал: «Ну, теперь можно и в аудиторию идти, да и девочка ваша подросла». И только теперь, через много лет, я понимаю, сколько заботы и помощи получила от своего учителя.

Прошло несколько лет. Я поступила в московскую аспирантуру, хорошо защитила кандидатскую диссертацию и получила два предложения — работать на кафедре или у своего научного руководителя профессора Н.А. Кондрашова, или у своего оппонента — профессора Д.С. Светлышева. Я поехала домой в Курск посоветоваться с Г.В. Денисевичем. Он постарел, отяжелел, но ещё работал. Выслушав меня, сказал «Ваше, конечно, право,.. но я ждал — хотел отдать вам свой курс». И я осталась.

На первую лекцию по истории русского литературного языка я шла, как на первый урок, — ноги дрожали от волнения. Захожу в аудиторию — за первым столом сидит Григорий Васильевич. Нельзя же ударить лицом в грязь! После лекции, думала, будет «разбор полётов». А он только сказал: «Вот и хорошо. Вот и славно...».

Григорий Васильевич Денисович был видным специалистом в области диалектологии, прекрасно знал говоры Курского края. Он был энтузиастом в организации диалектологических экспедиций, его материалы — основа богатейшей картотеки кафедры русского языка. Настоящий трудоголик по натуре, он и от других требовал полной отдачи в работе, требовал порой настойчиво и даже жёстко, но всегда справедливо.

А для меня он всегда был и остаётся просто Учителем.

Источник: Филологический факультет Курский госуниверситет