Музыкальная культура, педагогика и образование: итоги всероссийского научного студенческого форума

14 декабря 2020

4 декабря в Курском государственном университете в рамках научно-исследовательской работы магистрантов кафедры музыкального образования и исполнительства факультета искусств и арт-педагогики КГУ был проведен в онлайн-формате VII Всероссийский с международным участием научный студенческий форум, на котором были представлены результаты научных исследований студентов ФИиАП за 2020 год по четырем направлениям: «Музыкальная культура», «Музыкальное искусство» «Музыкальная педагогика» и «Музыкальное образование».

Работа всех дискуссионных площадок форума открывалась приветственными словами проректора по научно-исследовательской работе и международным связям КГУ, кандидата исторических наук Сергея Павловича Логинова и декана факультета искусств и арт-педагогики КГУ, доктора педагогических наук, профессора Ольги Петровны Шабановой, обращенными к его участникам.

Они отметили масштабность научного мероприятия, собравшего для обсуждения актуальных проблем современной музыкальной культуры, искусства, педагогики и образования молодых исследователей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Тематика форума привлекла студентов разных высших учебных заведений, среди которых были представители Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Старого Оскола, Брянска, Курска, Курчатова, Суджи, Железногорска, Фатежа, ряда районов Курской области, Краснодарского края, разных населенных пунктов Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Туркмении, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Вьетнама и Палестины.

В работе секции «Музыкальное образование» (руководители: студенты 2 курса магистратуры КГУ Л.И. Гурнова, А.В. Гильмутдинова; науч. рук.: докт. иск., проф. каф. МОИ М.Л. Космовская) приняло участие 27 человек, 12 из них была предоставлена возможность выступить с докладом. Работа началась со специальных докладов руководителей секции – студенток 2 курса магистратуры А.В. Гильмутдиновой «Пути музыкально-эстетического воспитания обучающихся подросткового возраста в условиях культурно-досуговой деятельности» и Л.И. Гурновой «Деятельность О.И. Рыльцова как выдающегося представителя хорового искусства Центрального региона России».

Проблемы современной культуры (тема, которая была актуализирована А.В. Гильмутдиновой) были также рассмотрены в выступлениях А.В. Зенова «Отечественная рок-музыка как фактор формирования гражданской позиции социума», А.А. Лазаревой «Слушательская культура подростков как актуальная проблема общего музыкального образования» и Н.И. Маркина «Компьютер как музыкальный инструмент современности и обучающая система». Эти доклады вызвали наибольшее количество вопросов и размышлений, затронув острые проблемы молодежной музыкальной культуры.

В работе секции преобладала тематика, раскрывающая музыкальную жизнь и культуру Курского края, которую затронули в своих выступлениях В.А. Корзунов, П.И. Токарева, С.С. Зыбалова, П.А. Подкопаева и Э.А. Артемов. Интерес слушателей вызвали доклады студентов магистратуры из Крыма М.С. Дрожжиной «Высшее музыкальное образование в Крыму: к проблеме региональной вокально-хоровой подготовки» и В.А. Лайко «Особенности становления и развития музыкального образования в Крымском инженерно-педагогическом университете», подготовленные под руководством М.Л. Космовской.

Разные аспекты музыкального искусства стали предметом пристального внимания молодых исследователей – участников второй секции форума (руководители: студенты 2 курса магистратуры офо Е.А. Чупина, А.А. Гапонова, научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и исполнительства С.Е. Радченко).

Двенадцать из семнадцати участников секции выступили с интересными научными докладами, в которых были освещены такие вопросы, как: скрипичное исполнительское искусство и педагогика (А.А. Гапонова, В.Е. Сибилева), искусство игры на народных инструментах (А.С. Рощин, Е.А. Чупина), музыкальная импровизация (А.В. Грин, Н.А. Улинцева), эстрадное пение (А.А. Звягинцева), композиторское наследие (А.Ю. Машкина), междисциплинарные связи в контексте поликультурного воспитания (О.А. Грибанова), музыкальная психология (М.В. Коваль), музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (И.А. Котова), музыкальное краеведение (В.С. Овсоян) и другие.

В работе секции «Музыкальная педагогика» (руководители: студенты 2 курса магистратуры офо А.Н. Вдовенко и А.С. Звягинцев, научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и исполнительства З.И. Гладких) приняли участие 26 человек и было заслушано 13 докладов, посвященных актуальным проблемам музыкальной педагогики, путям совершенствования обучения, воспитания и развития личности в организациях дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Специальные доклады были представлены руководителями секции на темы «Применение игровых технологий во внеурочной музыкальной деятельности в начальной школе» (А.Н. Вдовенко) и «Формирование вокальных навыков в процессе работы с детским голосом» (А.С. Звягинцев).

Значительная часть выступлений участников секции была связана с обучением, воспитанием и развитием детей дошкольного возраста (Н.Ю. Болтенкова, Т.С. Машкова, Т.В. Нагорных, Ю.А. Нарбекова, М.В. Орлова). Различным аспектам музыкального развития младших школьников освещались в докладах К.С. Алтуховой и Н.А. Хлопковой.

Большее внимание уделили проблемам музыкального развития и воспитания ребенка в учреждениях дополнительного образования К.О. Торопова и И.Г. Чкадуа. Теоретические аспекты эстетического воспитания обучающихся были раскрыты в докладе А.А. Пьяных. Особый интерес у аудитории вызвало выступление С.Н. Костиной «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях детско-юношеского хорового коллектива», сочетающее в себе теоретический анализ исследуемой проблемы и описание опыта собственной музыкально-педагогической деятельности.

В работе секции «Музыкальное образование» (руководитель: студентка 2 курса магистратуры офо А.М. Нарябова, науч. рук.: канд. пед. наук, доц. кафедры МИО М.Ф. Рудзик) приняло участие 35 человек.

Секцию открыл специальный доклад А.М. Нарябовой, которая представила специальный доклад на тему: «Дирижерский жест хормейстера как уникальное средство художественного прочтения музыкальных произведений». В ходе мероприятия было заслушано и обсуждено 13 докладов по актуальным проблемам дошкольного, начального общего, основного общего, дополнительного и профессионального музыкального образования детей и молодежи.

Освещению традиционных систем и инновационных подходов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста посвятили свои выступления: Аникушина А.А. и Надеина А.Н.

В выступлениях К.М. Астаповой, Юрченко А.Г. Татаренко А.С. Соболевой, Е.Г. Писаревой были подняты вопросы дидактического характера. Эта группа докладчиков обратилась к проблемам совершенствования уроков музыки и повышения эффективности музыкального образования в общеобразовательной школе.

А.А. Тарасова, Е.А. Новиков, Д.О. Макиенко осветили результаты своих исследований в области деятельности организаций дополнительного образования детей и детских школ искусств.

Особый интерес у участников секции вызвали доклады на нетривиальные темы, открывающие новые перспективы для исследовательской, опытно-экспериментальной и внедренческой работы: «Открытая студия музыки для взрослых в Курске: проблемы и перспективы деятельности» (Зекунова А.С.), «Музыкотерапия и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста» (Иванов Д.Г.), «Становление опыта творческой композиторской деятельности будущих педагогов-музыкантов в условиях профессионального образования» (Крыжевич Д.В.), «Коммуникативное взаимодействие детей и педагогов на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации» (Надеина А.Н.), «К проблеме формирования концертмейстерских навыков на начальном этапе обучения в ДШИ» (Тарасова А.А.), «Гражданско-патриотическое воспитание подростков в процессе изучения российской государственной символики на уроках музыки» (Татаренко А.С.) и др.

Новый дистанционный формат форума не повлиял на успешность его проведения: также, как и в прошлые годы, на нем звучали интересные выступления, новые идеи и содержательные дискуссии. Все представленные доклады были проиллюстрированы выразительными презентациями, фрагментами музыкальных произведений, живым словом персон, что придавало яркость и незабываемость каждому выступлению. Особо была отмечена работа слушательской аудитории, которая показала, что большая часть тем увлекла студентов не только результатами индивидуальных исследований, но и открывающимися возможностями, которые дают импульс к дальнейшим, более глубоким и серьезным изысканиям.

В завершение научного мероприятия на всех секциях прозвучали слова благодарности докладчикам за интересные и содержательные выступления, признательность всем слушателям форума за активное участие в работе и продуктивное обсуждение поднятых проблем. Была выражена особая благодарность за весомый вклад в поддержку студенческой науки на факультете, организацию и проведение секций мероприятия преподавателям кафедры музыкального образования и исполнительства: к.п.н., доц. М.Ф. Рудзик, д.иск., проф. М.Л. Космовской, к.п.н., доц. З.И. Гладких, к.иск., доц. С.Е. Радченко, доц. Л.Н. Антонченко и к.ист.н., доц. Т.А. Брежневой; высказаны пожелания дальнейшей успешной творческой работы в актуальных направлениях научно-педагогических исследований и высоких достижений в профессиональной музыкально-образовательной деятельности.

Научный студенческий форум ФИиАП с каждым годом набирает силу, разрастается количество участников и география этого проекта. Только в 2020 году мероприятием было охвачено более сотни студентов, 50 из них успешно и ярко выступили со своими докладами, дополнив их красочными презентациями, аудио и видеоматериалами, раскрывающими не только историко-культурные и теоретические аспекты заявленных тем, но и этапы художественно-педагогического процесса, специфику индивидуальной и коллективной форм работы с обучающимися, особенности организации музыкальной образовательно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, детских школах искусств, профессиональных учебных заведениях и других организациях. По сложившейся традиции, статьи, представленные по итогам форума, пройдут строгую оценку редакционной коллегии, а наиболее достойные и значимые из них войдут в сборник, который будет опубликован и размещен в Научной электронной библиотеке elibrary.

Информация предоставлена кафедрой музыкального образования и исполнительства КГУ.

Просмотреть видеозаписи работы секций и материалов форума можно по ссылке