29 – 30 октября 2020 года на базе Курского государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития».
В работе конференции приняли участие: известные российские и зарубежные ученые, исследующие актуальные проблемы социального благополучия в подростково-молодежной среде, общественные деятели, студенты и преподаватели учреждений профессионального образования, аспиранты, руководители и педагоги образовательных организаций общего и дополнительного образования.
Конференция проводилась при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (г. Москва) (проект №20-013-22030).
Всего в работе приняли участие более 150 человек из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Важность данного мероприятия с точки зрения расширения возможности практического применения научных результатов заключается в выявлении позитивного практического опыта формирования культуры мира и ненасилия подрастающего поколения, который возможно использовать при совершенствовании современной системы образования и социального воспитания в России.
Цель мероприятия — характеристика концепции культуры мира и ненасилия в педагогической науке и практике, разработка возможных технологий укрепления и защиты мира, отказа от различных форм проявления насилия и нетерпимости подрастающего поколения.
Участники конференции обсудили следующие вопросы:
1. Теоретические основы формирования культуры мира и ненасилия подрастающего поколения с учетом историко-педагогических традиций современного общества.
2. Историко-научная реконструкция наследия педагогики и психологии по проблеме формирования культуры мира и ненасилия подрастающего поколения, выход на системный уровень анализа концептуальных построений.
3. Роль образования в формировании культуры мира и ненасилия на основе уважения прав человека, демократии и толерантности.
4. Воспитательные возможности учебных предметов, формирующих нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений подрастающего поколения.
5. Взаимообусловленность воспитания и самовоспитания, проблема условий и факторов развития личности в рамках воспитательного процесса, сущность и особенности воспитательного процесса, ведущие направления воспитательной работы в различные возрастные периоды.
6. Использование мирных практик межличностного и социального взаимодействия в целях предупреждения и разрешения конфликтов подрастающего поколения.
7. Деятельность по мирному конфликторазрешению как одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать и прогнозировать будущее.
Обсуждение поставленных вопросов показало, что участники конференции:
осознают и позитивно оценивают значимость проблемы формирования и развития культуры мира и ненасилия подрастающего поколения в современных условиях;
готовы вносить свой вклад в реализацию основных принципов развития российского образования, определенных в Законе «Образование в Российской Федерации», касающихся обучения и воспитания подрастающего поколения;
считают важным интеграцию всех человековедческих наук в деле воспитания и обучения, как одно из важнейших оснований образовательной политики, теоретической и практической реализации стратегических ориентиров профессионального педагогического образования;
отмечают своевременность активизации участия общества в поиске путей профилактики агрессии и насилия среди несовершеннолетних в современном обществе, выявления эффективных психолого-педагогических условий профилактики социальных девиаций в молодежной среде;
используют опыт социальных созидательных практик в социокультурной среде образовательных учреждений;
позитивно оценивают усилия профессионально-педагогического сообщества, направленные на развитие и воспитание юношества в процессе его социализации.
Участники научного мероприятия считают, что формирование и развитие культуры мира и ненасилия подрастающего поколения является важнейшим фактором национальной безопасности государств, действенным и мощным средством дальнейшего их развития и требует решения новых значимых задач.
Информацию предоставили в институте непрерывного образования КГУ.