Top.Mail.Ru

Символы Победы: советские плакаты времен Великой Отечественной войны

28 апреля 2020

Году памяти и славы посвящается.

Выпуск 72.

Третий фронт.
Пропаганду и агитацию называли третьим фронтом Великой Отечественной. Решение об организации пропаганды было принято уже в первые дни войны. Основные образы, задействованные в ней, формировались в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделении по работе с войсками противника РККА. 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати стало Совинформбюро.

Смотреть видео:
23 апреля 2020 Символы Победы: советские плакаты // 1ТВ

Окна ТАСС.
В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. 25 июня 1941 года была создана редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката «Окна ТАСС» - Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС).

Кукрыниксы.
Об уникальном творческом коллективе советских художников «Кукрыниксах» – Михаиле Куприянове, Порфирии Крылове, Николае Соколове – документальный фильм «Кукрыниксы против Третьего рейха» / Телеканал «Россия – Культура» (Россия, 2016 г.). Режиссер: Дмитрий Антонов.

Через плакат.
С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появлялись агитационные плакаты. Они призывали выступить против фашизма, к самоотверженной борьбе, поднимали дух воинства, развеивали миф о непобедимости врага, давали надежду изнемогающему от тягот войны гражданскому населению, поддерживали связь отдельного человека и страны.

Развитие плаката.
Эволюция образа врага на плакатах отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному злу, восстановить из руин страну. Прослеживаются несколько этапов в развитии плаката Великой Отечественной войны.

Призыв к защите Родины.
Сюжеты первых плакатов 1941-1942 гг. были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника. С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Разгром врага уже близок.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Изменилась тематика советского военного плаката. Он призывает дойти до Берлина, освободить не только свою страну, но и Европу. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами, селами, с семьей. Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев.

Источники: СТИЛЬ ЖИЗНИ I Волонтеры КГУ1tv.ru

Еще новости по этой теме

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке