Году памяти и славы посвящается.
Выпуск 59.
20 марта 1945 года советские войска получили указания «по прорыву Кенигсбергского укрепленного района и штурму города Кенигсберга». В основу боевых порядков частей при прорыве вражеской обороны и, особенно для городских боев были положены штурмовые отряды и штурмовые группы. Штурмовые отряды создавались на основе стрелковых батальонов, а штурмовые группы — стрелковых рот с соответствующим усилением.
Директива от 30 марта представила конкретный план Кёнигсбергской операции и задачи каждой армии. Начало наступления назначили на утро 5 апреля 1945 года (затем перенесли на 6 апреля). Командование 3-м Белорусским фронтом решило нанести одновременные удары по городу с севера и юга по сходящимся направлениям, окружить и уничтожить вражеский гарнизон. Для нанесения мощных ударов на узких участках фронта были сосредоточены основные силы. На земландском направлении решили нанести вспомогательный удар в западном направлении, чтобы отвлечь часть вражеской группировки.
Кёнигсберг должны были брать три армии — 43-я, 50-я и 11-я гвардейская армии. 43-я армия Белобородова должна была на третий день операции совместно с правым флангом 50-й армии Озерова овладеть всей северной частью города до реки Прегель. 50-я армия Озерова также должна была решить задачу захвата северо-восточной части крепости. 11-я армия Галицкого на третий день операции должна была овладеть южной частью Кёнигсберга, выйти на реку Прегель и быть готовой форсировать реку, чтобы помочь очистить северный берег.
2 апреля командующий фронтом А.М. Василевский провел военное совещание. В целом план операции был утвержден. На Кёнигсбергскую операцию отводили пять суток. В первый день армии 3-го Белорусского фронта должны были прорвать внешние укрепления немцев, а в последующие дни довершить разгром гарнизона Кёнигсберга. После захвата Кёнигсберга наши войска должны были развить наступление на северо-запад и добить земландскую группировку.
Советская группировка в районе Кёнигсберга насчитывала около 137 тыс. солдат и офицеров, до 5 тыс. орудий и минометов, 538 танков и САУ. В живой силе и артиллерии преимущество над противником было незначительным — в 1,1 и 1,3 раза. Только в бронетехнике имело значительное превосходство — в 5 раз.
На рассвете 6 апреля А.М. Василевский приказал начать наступление в 12 часов. В 9 часов началась артиллерийская и авиационная подготовка.
К 15-16 часам армия Галицкого прорвала первую позицию противника, продвинувшись на направлении главного удара на 3 км. Был прорван и промежуточный рубеж обороны немцев. На флангах советские войска продвинулись на 1,5 км. Теперь армия приступала к штурму второй позиции противника, которая проходила по окраинам города и опиралась на приспособленные к круговой обороне здания.
В итоге ко второму дню город был взять в окружение. Немецкие попытки отбросить советские войска не увенчались успехом. 7-го и 8-го апреля Красная армия вела классические штурмовые бои по всему городу. Хорошо проявили себя артиллеристы, которые стреляли с ювелирной точностью, попадая даже в бойницы в фортах. Широко применялись огнеметы, с помощью которых зачищали неприступные бункеры.
Уже 9-го апреля советская группировка вышла в центр города. Немецкая группировка понесла большие потери, немецкий гарнизон был сломлен морально. В плен попал Отто фон Ляш — командующий немецкой группировкой, который подписал акт о капитуляции.
Началась массовая сдача немецких частей.
Благодаря мастерской организации штурма, потери оказались минимальными. Во время операции советская сторона потеряла 3,5 тыс. солдат убитыми, фашисты: 42 тыс. убитыми и более 90 тыс. пленными.
Взятие Кёнигсберга было отмечено в столице салютом высшей категории – 324 орудия совершили 24 артиллерийских залпа. Помимо учреждения медали «За взятие Кёнигсберга», которой было награждено 760 тыс. человек, 216 солдат и офицеров Советской армии за штурм Кёнигсберга были удостоены звания Героя Советского Союза, 98 воинских частей получили название «Кёнигсбергские».
Источник: ВИПК "На безымянной высоте"