Человеческая цивилизация претерпевает невероятные трансформации в последние сто лет. Как бы банально не звучала мысль, что мир изменился, но рано или поздно эти перемены ощущает на себе практически каждый человек, вовлеченный в социокультурные и экономические процессы нашего общества. На смену индустриальной цивилизации пришла цифровая, принеся с собой невероятные скорости и объемы информации, буквально свалившиеся на нас. Экономически ориентированное общество при этом продолжает требовать от его членов доказательства их профессиональной успешности, компетенции которой постоянно растут.
Стало очевидно, что принципы классической системы образования разрабатывались и создавались для другой эпохи. Современные студенты часто испытывают усталость от монотонной работы, высший уровень неопределённости и сложность с фокусировкой на цели.
В процессе изучения теоретических дисциплин студенты все чаще обращаются к образовательной среде Интернет-пространства, где сегодня присутствует внушительное количество мастер-классов, видео-лекций и прочих мультимедийных источников информации. Написание долгих и подробных конспектов не гарантирует запоминание информации на долгую перспективу, и к тому же часто сводится к необдуманному копированию из готовых источников. Как следствие понижение качества самостоятельной подготовки.
На факультете искусств и арт-педагогики Курского государственного университета с начала нового учебного года стартовал эксперимент по введению опыта скетч-конспектов на занятиях по «Истории искусств». Искусство всегда вызывало в людях эстетическое переживание, что несомненно обогащает процесс его изучения. Для студентов, изучающих искусство весьма характерно зарисовывание лекционного материала на полях тетрадей. Это один из признаков данной категории обучающихся во всем мире, к которому принято в преподавательской среде относится снисходительно. Согласно «Теории двойного кодирования и обучения» Аллана Пайвио мозг в момент запоминания активизирует два канала вербальный и визуальный. В процессе создания скейтчей по Истории искусств работают одновременно две сферы головного мозга, отвечающие за слова и изображения. Таким образом происходит синтез восприятия, усвоения и отображения материала на бумаге. Стоит ли при этом говорить, как подобный опыт способен обогатить профессиональные компетенции будущего учителя изобразительного искусства. Ведь, по сути, это может стать методическим приемом обучения дисциплинам теоретического курса искусства, которым педагог способен заинтересовать и мотивировать школьников. При этом сохраняя творческую свободу, и свой собственный авторский стиль в фиксации материала.
В условиях самоизоляции, эта практика показывает высокую эффективность и заинтересованность у студентов изучающих историю искусств. Ведь подобная форма конспектирования позволяет быстро вспомнить все самое важное, даже через несколько лет после изучения. Она компактна, созвучна времени, интересна в исполнении, оригинальна по форме – и это, убеждает в ее актуальности. Скетч наглядно демонстрирует преподавателю насколько глубоко усвоен студентом пройденный материал, насколько он им осмыслен и как выстроена информационная иерархия исходя из значимости фактов и признаков. Скейтч невозможно списать, это абсолютно самостоятельная форма деятельности. Все вышесказанное позволяет использовать скейтч-конспект в период промежуточной и итоговой аттестации в условиях дистанционного обучения. Мы надеемся, что опыт факультета искусств и арт-педагогики может быть полезен коллегам с других факультетов.
Материал предоставлен д.п.н., профессором кафедры художественного образования и истории искусств КГУ Шабановой Марией Николаевной.