Осенью этого года студенты факультета иностранных языков КГУ, изучающие психологию, реализовали проект, целью которого было выявление особенностей влияния отношения к алкогольным напиткам на межличностное общение. Под руководством доцента кафедры психологии, кандидата психологических наук А.С. Силакова, студенты первого и второго курсов опросили 364 человека в возрасте от 18 до 55 лет. Им предлагалось ответить на вопросы небольшой анкеты и высказать свою личную позицию по данной проблеме. Значительную работу по анализу полученных данных проделали студентки Валерия Ларионова, Мария Монина, Полина Ситникова, Арина Скобликова, Марина Тараканова и Марина Шевченко.
Оказалось, что лишь 34% опрошенных уверены в том, что в нашей стране отношение человека к алкоголю не влияет на особенности общения с ним. В неформальной обстановке большинству опрошенных проще общаться с теми людьми, для которых употребление алкоголя допустимо, но не является первостепенной целью. При этом наиболее значимым этот фактор является для реального общения, при контактах же с другими людьми в социальных сетях большинство им просто не интересуется. Если окажется, что знакомый весьма любит выпить, 51% респондентов не изменит своего к нему отношения, но 39% станут относиться хуже. Оптимальным отношением к алкоголю 56% респондентов считают умеренность, 8% - полный отказ от него и 36% оставляют выбор на личное усмотрение каждого.
Выяснилось, что существуют и определенные особенности общения с представителями другого полюса отношения к спиртному – полностью непьющими людьми. Примерно треть от изученной выборки скорее выберет их для общения в компании, в то время как сильно пьющие интересны лишь одному из десяти опрошенных. Две трети отвечавших утверждают, что им неважно, что их друг или коллега окажется непьющим, 23% этому даже обрадуются, но около 10% опрошенных будут разочарованы. Однако при этом 70% считают, что с той или иной вероятностью можно столкнуться с подозрительным отношением к непьющим в обычной компании. Аналогично, в ситуации, когда участнику опроса придется самому оказаться единственным трезвенником среди всех, 50% не могут точно спрогнозировать свое самочувствие в общении, так как все будет зависеть от особенностей данной группы.
Анализируя высказывания респондентов, было установлено, что в 45% случаев указывается на то, что алкоголь влияет на поведение, причем как в сторону упрощения общения (раскрепощает, делает человека более открытым), так роста конфликтности (необдуманные поступки, снижение самоконтроля). 28% высказываний связано с абстрактной оценкой роли алкоголя для взаимодействия людей. Большинство делает вывод о необходимости умеренности и не одобряет общение ради выпивки. 27% ответов – это эмоциональные оценки данного явления. 11% из них скорее положительны, 16% негативны. То есть, хотя общая тенденция склоняется в сторону осуждения употребления алкоголя и акцентировании его негативного влияния на взаимоотношения людей, однозначной ее считать нельзя.
Были обнаружены определенные гендерные и возрастные особенности данного явления. Так, большинство женщин демонстрируют негативное отношение к употреблению алкоголя, а большинство мужчин – нейтральное. При этом с возрастом у представителей обоих полов возрастает удельный вес негативных оценок его влияния на общение, в то время как юноши и девушки чаще высказываются нейтрально или указывают и на плюсы, и на минусы этого процесса.
Таким образом, роль отношения к алкоголю, как фактора межличностного общения, большинством участников исследования оценивается неоднозначно. Осуждая злоупотребление спиртным, умеренное отношение к нему часто считается нормальным и даже полезным для облегчения общения в неформальной обстановке. Полученные данные могут быть использованы для совершенствования процесса воспитания здорового образа жизни у подрастающего поколения, позволяют уточнить направления корректировки уже сложившихся стереотипов о роли алкоголя у молодежи и зрелых людей.
Информацию предоставили на кафедре психологии КГУ.