Курский государственный университет известен в России и за ее рубежами своими крупными научно-педагогическими школами, исследующими актуальные проблемы развития культуры и образования. В рамках празднования 85-летия Курского государственного университета при поддержке РФФИ 17 - 18 сентября 2019 года факультет педагогики и психологии Курского государственного университета провел большую международную конференцию «Этническая социализация детей и молодежи в поликультурном мире: миссия институтов образования» (проект № 19-013-20122). Факультет педагогики и психологии принимал большую группу известных ученых с мировыми именами, представляющих Россию, Армению, Беларусь, Германию, Казахстан, Киргизию, Польшу, Новую Зеландию, Израиль, Бенин, Украину.
Они повели обстоятельный разговор о проблемах психолого-педагогического сопровождения этнической социализации подростков и юношества, предотвращении нарастания национализма и экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости в молодежной среде, формирования готовности детей и молодежи жить и трудиться в поликультурном, полиэтничном мире. Два дня многочисленные гости университета провели в содержательных научных дискуссиях, делились результатами своих исследований, видением путей обеспечения продуктивной социализации подростков и юношества в стремительно изменяющемся глобальном мире.
Среди участников – широко известные ученые: проф. В.А. Янчук (Минск, Беларусь); проф. В.М. Розин (Москва, Россия); проф. М.И. Рожков (Москва, Россия); проф. Клаус Вернер (Циттау/Герлиц, Германия); проф. Марина Метц (Дармштадт, Германия); проф. Л.В. Байбородова (Ярославль, Россия); проф. А.Г. Бабаян (Ереван, Армения); проф. А.Р. Аракелян (Ереван, Армения); проф. В.Г. Литвинович (Минск, Беларусь); проф. Д.В. Лепешев (Кокшетау, Казахстан); проф. Д.У. Байсалов (Бишкек, Кыргызстан); проф. Д.С. Мусина (Бишкек, Кыргызстан); проф. Г.В. Недземковская (Москва, Россия); проф. А.П. Абрамов (Курск, Россия); проф. Тина Шпис (Дармштадт, Германия); Элизабет Туидер (Кассель, Германия); проф. Галина Мелицкая-Павловская (Кельце, Польша); проф. Рональд Фишер (Веллингтон, Новая Зеландия); проф. Франк Шнайдер (Циттау/Герлиц, Германия) и др.
Продолжительный научный марафон из четырех пленарных заседаний прошел удивительно динамично, содержательно, в ярких и эмоциональных монологах гостей и хозяев конференции, сопровождаясь острыми вопросами и жаркими дискуссиями, демонстрирующими молодым исследователям высочайшую культуру научной полемики. Во многом этому способствовала демократичная стилистика ведения конференции, заданная ее модератором, руководителем проекта, проф. А.В. Репринцевым, выступившим с основным, установочным докладом, ориентировавшим на обсуждение фундаментальных проблем этнической социализации современных подростков и юношества в стремительно изменяющемся поликультурном мире. Тематически обсуждение проблем этнической социализации детей и молодежи сфокусировалось по четырем базовым направлениям:
Теоретические основы процесса этнической социализации детей и молодежи в условиях масштабных социокультурных трансформаций;
Сравнительный анализ процессов этнической социализации детей и молодежи в поликультурном мире: личность ребенка между традициями этноса и реалиями культуры;
Потенциалы поликультурной среды как пространства межэтнического и межкультурного социального взаимодействия;
Механизмы влияния поликультурной среды на продуктивность процесса этнической социализации детей и молодежи.
Эмоциональной кульминацией дискуссий участников четырех пленарных сессий стали выступления проф. Т.В. Алентьевой (Курск, Россия), проф. А.Г. Пашкова (Курск, Россия), проф. А.А. Остапенко (Краснодар, Россия), проф. Е.П. Белозерцева (Воронеж, Россия).
В секционных заседаниях выступили более 120 участников, представивших результаты своих научных исследований, показавших реальное состояние процесса этнической социализации детей и молодежи, сформированность этнокультурной идентичности подростков и юношества, эффективность влияния различных факторов социокультурной среды на освоение норм и ценностей культуры этноса. Среди принявших участие в работе секций было немало молодых исследователей – аспирантов, магистрантов, представивших университеты России, Армении, Беларуси, Казахстана.
Участники конференции пришли к выводу о том, что динамичная трансформация облика современного мира требует от фундаментных наук о человеке оперативного осмысления складывающейся социокультурной ситуации, определения наиболее эффективных путей и средств адаптации детей и молодежи к условиям поликультурной среды, интенсивному межкультурному взаимодействию. Вместе с тем, такой динамичный темп жизни создает большое количество рисков и угроз, способен обострять прежние межнациональные проблемы и противоречия. Для гуманитаристики важно определить не только потенциально конфликтогенные точки межэтнических отношений, не только возможные опасности и угрозы, которые современный поликультурный мир несет с собой будущим поколениям, но и обосновать эффективные механизмы влияния институтов социального воспитания в организации процесса социализации детей и молодежи, обеспечении оптимальных условий продуктивного освоения норм и ценностей национальной и общечеловеческой культуры.
Конференция позволила ученым обменяться своими оценками современной социокультурной реальности, наметить планы совместных исследований.
В ходе прошедшей конференции факультет педагогики и психологии обсудил перспективы сотрудничества с Университетом Циттау/Герлица (Германия), Евангелическим университетом в Дармштадте (Германия), университетом имени Абая Мырзахметова (Казахстан), Российско-Армянским (Славянским) университетом (Армения), Минским государственным лингвистическим университетом (Беларусь).
К началу конференции из печати вышел сборник ее материалов, а работы ведущих ученых, участвующих в конференции, они также будут опубликованы в журнале «Ученые записки», издаваемом Курским государственным университетом.
Прошедшая международная конференция продемонстрировала высокий уровень научно-исследовательской работы, осуществляемой учеными факультета педагогики и психологии Курского государственного университета, глубокий интерес к результатам наших исследователей не только в России, но и за ее рубежами. Сотрудничество курских педагогов и психологов с исследователями в университетах ближнего и дальнего зарубежья способствует развитию и укреплению международного сотрудничества ученых, росту авторитета Курского государственного университета как признанного центра гуманитарной науки.
Информацию, фото и видео-материалы предоставили на факультете педагогики и психологии КГУ.