Второй день IV Международной недели науки на дефектологическом факультете был весьма насыщенным.
Работала дискуссионная площадка на тему «Профессиональный диалог: современные технологии в преподавании учебного предмета «Речевая практика» в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями». Её целью стал обмен опытом работы педагогов по внедрению в образовательный процесс учебного предмета «Речевая практика». Участники дискуссии высказали свое мнение по вопросам организации деятельности обучающихся на уроках речевой практики; использования учебно-методического комплекта к урокам речевой практики; применения методов и приемов работы на этих уроках.
Педагоги образовательных организаций получили уникальную возможность обсудить эти вопросы с автором учебно-методической линии «Речевая практика» кандидатом педагогических наук, заместителем директора по воспитательной работе Государственного Бюджетного Учреждения города Москвы «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Комаровой Софьей Вадимовной.
Куратор дискуссионной площадки кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования Савельева Галина Владимировна выступила с сообщением на тему: «Методологические основы построения курса «Речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» и представила результаты изучения опыта работы образовательных организаций по реализации курса «Речевая практика» в 1 дополнительном – 3 классах для обучающихся с умственной отсталостью.
А в конференц-зале КГУ в этот день состоялась публичная лекция на тему «Функционирование комбинированной школы в контексте реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ведущего научного сотрудника отдела научных исследований ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидата педагогических наук Наталии Дмитриевны Шматко. Среди 70 слушателей лекции были преподаватели и обучающиеся дефектологического факультета КГУ, представители образовательных организаций для детей с ОВЗ города Курска и Курской области.
Наталия Дмитриевна затронула актуальную проблему современного специального образования – необходимость учета специфически организованного в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ обучения и воспитания, с одной стороны, и обеспечение расширения их взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками – с другой. Решение обозначенной проблемы может быть достигнуто при реализации одной из моделей совместного воспитания и обучения, которые характеризуются разной степенью интеграции детей с ОВЗ в группу нормально развивающихся сверстников: постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная, эпизодическая. Наталия Дмитриевна сделала акцент на том, что дошкольные образовательные организации комбинированного вида позволяют реализовать оптимальные модели совместного воспитания и обучения, а результативность групп комбинированной направленности подтверждается данными проведенного ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» научного исследования.
Публичная лекция Н.Д. Шматко вызвала живой интерес слушателей, так как в ней обсуждались не только актуальные вопросы совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, но и предложены варианты их эффективного решения на основе глубокого анализа большого фактического материала.
Еще одним событием этого дня стала V межрегиональная студенческая научно-практическая олимпиада по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» - «Научный СТАРТ будущих дефектологов». В Курском государственном университете студенческая межвузовская олимпиада проводится кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики с 2015 года - на протяжении 5 лет.
География олимпиадного движения постепенно расширяется. В разные годы в студенческой межрегиональной научно-практической олимпиаде принимали участие команды Орловского государственного университета (г. Орёл), Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь), Сумского государственного педагогического университета им. А.С. Макаренко (г. Сумы, Украина), Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского (г. Брянск), Белгородского государственного национального исследовательский университета (г. Белгород); Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь); Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль), Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (г. Минск, Беларусь), Вологодского государственного университета (г. Вологда).
Программа олимпиады включала в себя следующие конкурсы:
«Team stiker» (пер. с англ. «командная наклейка», «визитка») – интерактивное представление команды;
«Спец-дайджест» – разработка макета и концепции журнала, посвящённого проблемам дефектологии, его презентация;
Коллективное решение кейс-заданий. Команде предлагается описание психолого-педагогического статуса ребёнка с ОВЗ в форме заключения специалиста (дефектолога, логопеда, психолога) по итогам его обследования. На основании анализа данного статуса необходимо: определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ, специальные условия его обучения, выбрать оптимальный образовательный маршрут;
«Научный инкубатор» - коллективное представление научной проблемы и способов её решения командой. Формат конкурса – презентация домашнего задания. Команда представляет подготовленный коллективный продукт;
«Workshop» (с англ. "мастерская", «цех») - индивидуальный конкурс, в котором представитель команды демонстрирует практические навыки, элементы собственного профессионального опыта.
По итогам олимпиады 1 место заняла команда Белгородского государственного национального исследовательский университета «Агенты Л-31», 2 место – команды Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета «Включённые» и Курского государственного университета «На страже добра», 3 место – Вятского государственного университета «Команда ВятГУ».
Завершилось мероприятие торжественной церемонией вручения дипломов и призов участникам студенческой олимпиады по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Руководство дефектологического факультета КГУ выражает искреннюю благодарность руководителям команд – гостям Олимпиады и административному корпусу «Белгородского государственного национального исследовательский университета, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Вятского государственного университета за предоставленную возможность очного участия команд, и надеется на развитие дальнейшего плодотворного сотрудничества между вузами.
Информацию и фото предоставили на дефектологическом факультете КГУ.