Промежуточный научный отчет по результатам исследования на тему: «Изучение социально-психологических условий становления субъектности учебных групп» (грант РФФИ (19-013-00016 А, по договору № 19-013-00016\19)

В процессе реализации грантового исследования, на тему: «Изучение социально-психологических условий становления субъектности учебных групп», нами были решены следующие ключевые задачи, которые отражают содержательную часть проекта:

- проведён концептуально-теоретический анализ литературы по проблемам социально-психологических детерминант становления субъектности учебных групп;

- разработана и реализована программа эмпирического исследования;

- выявлены внешние социально-психологические условия, детерминирующие формирование субъектных качеств учебной группы;

- определены внутригрупповые социально-психологические условия, определяющие становления группы субъектом совместной деятельности.

В результате, нами было определено, что субъектность – это системное психологическое качество личности или группы, которое позволяет аккумулировать энергетический потенциал всех психических процессов (а также высшей нервной деятельности), для достижения наиболее эффективных результатов решения задач на внутреннем и внешнем уровнях, с последующим их развитием. Перспективной новизной, данное определение обладает в результате того, что в таком понимании, субъектность проявляется не только как способность к изменению самого себя и окружающей среды, но и как некоторое интегративное свойство личности, позволяющее с наибольшим успехом адаптироваться к изменениям в окружающей среде, позволяя тем самым сохранять целостность психических процессов и всего организма, приводя к более результативным решениям и поступкам. Мы считаем что, описывая содержательную часть феномена субъектности личности и группы в таком ключе, позволяет нам расширить возможность диагностического исследования, через изучение его активности, совместной деятельности с другими и в процессе решения жизненных задач.

в течение 2019 года, была разработана и реализуется программа эмпирического исследования социально-психологических условий становления субъектности учебных групп, которая включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный (январь-февраль 2019 года) – подбор диагностического инструментария, уточнение проблемного поля, работа с научной литературой по заявленной теме;
  2. Первично-диагностический (констатирующий) этап (май-август 2019 года) – предполагает проведение диагностического исследования, с целью определения уровня развития экспериментальных групп (степень проявления субъектных качеств);
  3. Формирующий этап (сентябрь 2019 года – июнь 2020 года) – предполагает проведение естественного-формирующего эксперимента с экспериментальными группами на базе образовательных организаций (работа проекта «Psy-Laboratorium»;
  4. Контрольный этап (июль-сентябрь 2020 года) – проведение повторного диагностического исследования в выбранных экспериментальных группах, с целью выявления динамических изменений в уровне формирования субъектных качеств;
  5. Итоговый этап (сентябрь-ноябрь 2020 года) – анализ проделанной работы, формулирование основных выводов и положений, публикация результатов исследования (конечных), создание методических рекомендаций по формированию субъектности и субъектных качеств учебных групп.

Для решения поставленных в проекте задач, в период с января по ноябрь 2020 года предполагается провести следующую работу:

Январь-июнь – реализация естественного-формирующего эксперимента с группами участниками; расширение методического блока проекта; создание на базе ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» кабинета групповой компьютерной диагностики; проведение цикла мероприятий с группами-участниками проекта; публикация имеющихся промежуточных результатов научно-исследовательской деятельности по проекту в рецензируемых журналах» представление результатов научно-исследовательской деятельности по проекту на конференциях различного уровня.

Июль-сентябрь – реализация контрольного этапа проекта. Проведение вторичной диагностики респондентов экспериментальных групп; составление индивидуальных карт субъектности каждой группы; определение степени успешности реализации проекта для каждой экспериментальной группы; анализ полученных количественных и качественных показателей; публикации результатов научно-исследовательской деятельности по проекту.

Сентябрь-ноябрь – итогово-аналитический этап. На данном этапе предполагается определение социально-психологических условий формирования субъектности учебных групп, обладающих наибольшей доминантой; подведение итогов проделанной научно-исследовательской работы; публикация итоговых результатов деятельности; разработка методических рекомендаций и проведение учебно-методических семинаров для педагогических работников по методике формирования субъектных качеств в учебных группах; представление итоговых результатов грантового исследования на конференциях различного уровня.

Декабрь – подготовка финансовой и научно-исследовательской отчетной документации по итогам реализации проекта.

 

Руководитель проекта, к.псих. наук.                          Котелевцев Н.А.