Top.Mail.Ru

Промежуточный научный отчет по результатам исследования на тему: «Изучение социально-психологических условий становления субъектности учебных групп» (грант РФФИ (19-013-00016 А, по договору № 19-013-00016\19)

В процессе реализации грантового исследования, на тему: «Изучение социально-психологических условий становления субъектности учебных групп», нами были решены следующие ключевые задачи, которые отражают содержательную часть проекта:

- проведён концептуально-теоретический анализ литературы по проблемам социально-психологических детерминант становления субъектности учебных групп;

- разработана и реализована программа эмпирического исследования;

- выявлены внешние социально-психологические условия, детерминирующие формирование субъектных качеств учебной группы;

- определены внутригрупповые социально-психологические условия, определяющие становления группы субъектом совместной деятельности.

В результате, нами было определено, что субъектность – это системное психологическое качество личности или группы, которое позволяет аккумулировать энергетический потенциал всех психических процессов (а также высшей нервной деятельности), для достижения наиболее эффективных результатов решения задач на внутреннем и внешнем уровнях, с последующим их развитием. Перспективной новизной, данное определение обладает в результате того, что в таком понимании, субъектность проявляется не только как способность к изменению самого себя и окружающей среды, но и как некоторое интегративное свойство личности, позволяющее с наибольшим успехом адаптироваться к изменениям в окружающей среде, позволяя тем самым сохранять целостность психических процессов и всего организма, приводя к более результативным решениям и поступкам. Мы считаем что, описывая содержательную часть феномена субъектности личности и группы в таком ключе, позволяет нам расширить возможность диагностического исследования, через изучение его активности, совместной деятельности с другими и в процессе решения жизненных задач.

в течение 2019 года, была разработана и реализуется программа эмпирического исследования социально-психологических условий становления субъектности учебных групп, которая включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный (январь-февраль 2019 года) – подбор диагностического инструментария, уточнение проблемного поля, работа с научной литературой по заявленной теме;
  2. Первично-диагностический (констатирующий) этап (май-август 2019 года) – предполагает проведение диагностического исследования, с целью определения уровня развития экспериментальных групп (степень проявления субъектных качеств);
  3. Формирующий этап (сентябрь 2019 года – июнь 2020 года) – предполагает проведение естественного-формирующего эксперимента с экспериментальными группами на базе образовательных организаций (работа проекта «Psy-Laboratorium»;
  4. Контрольный этап (июль-сентябрь 2020 года) – проведение повторного диагностического исследования в выбранных экспериментальных группах, с целью выявления динамических изменений в уровне формирования субъектных качеств;
  5. Итоговый этап (сентябрь-ноябрь 2020 года) – анализ проделанной работы, формулирование основных выводов и положений, публикация результатов исследования (конечных), создание методических рекомендаций по формированию субъектности и субъектных качеств учебных групп.

Для решения поставленных в проекте задач, в период с января по ноябрь 2020 года предполагается провести следующую работу:

Январь-июнь – реализация естественного-формирующего эксперимента с группами участниками; расширение методического блока проекта; создание на базе ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» кабинета групповой компьютерной диагностики; проведение цикла мероприятий с группами-участниками проекта; публикация имеющихся промежуточных результатов научно-исследовательской деятельности по проекту в рецензируемых журналах» представление результатов научно-исследовательской деятельности по проекту на конференциях различного уровня.

Июль-сентябрь – реализация контрольного этапа проекта. Проведение вторичной диагностики респондентов экспериментальных групп; составление индивидуальных карт субъектности каждой группы; определение степени успешности реализации проекта для каждой экспериментальной группы; анализ полученных количественных и качественных показателей; публикации результатов научно-исследовательской деятельности по проекту.

Сентябрь-ноябрь – итогово-аналитический этап. На данном этапе предполагается определение социально-психологических условий формирования субъектности учебных групп, обладающих наибольшей доминантой; подведение итогов проделанной научно-исследовательской работы; публикация итоговых результатов деятельности; разработка методических рекомендаций и проведение учебно-методических семинаров для педагогических работников по методике формирования субъектных качеств в учебных группах; представление итоговых результатов грантового исследования на конференциях различного уровня.

Декабрь – подготовка финансовой и научно-исследовательской отчетной документации по итогам реализации проекта.

 

Руководитель проекта, к.псих. наук.                          Котелевцев Н.А.

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке