Срок обучения: 4,5 года (заочная форма)
Форма обучения:
Квалификация: Бакалавр
Краткое описание
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
- область педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп к адаптивной физической культуре, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формирования и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик;
- интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических, медико-биологических и физкультурных знаний в системе "человек-человек";
- сформированные в процессе обучения умения и личностные качества, обеспечивающие научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных видах адаптивной физической культуры;
- реабилитационная (восстановительная), компенсаторная, профилактическая виды профессиональной деятельности реализуются в контексте традиционных для педагогических профессий в области физической культуры образовательной, воспитательной, развивающей деятельности, с одной стороны, и управленческой, с другой стороны.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
- физические, психические, социальные и духовные характеристики лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп, реализующих свои потребности в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры: адаптивным физическим воспитанием, адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, физической реабилитацией, экстремальными и креативными видами двигательной активности;
- общеобразовательные и профессиональные образовательные организации, образовательные организации дополнительного образования детей - организации адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки), структурные подразделения по адаптивному спорту в образовательных организациях, организации, реализующие программы для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов), физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические организации, санатории, дома отдыха;
- физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы, федеральные, региональные государственные органы исполнительной власти по физической культуре и спорту, общественные организации инвалидов и для инвалидов (федерации, ассоциации, клубы).
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
- педагогическая;
- воспитательная;
- развивающая;
- реабилитационная (восстановительная);
- компенсаторная;
- профилактическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
-
1) педагогическая деятельность:
- осуществлять обучение лиц с отклонениями в состоянии здоровья в области специальных знаний и способов их рационального применения для оптимизации физических потенций в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры;
- обеспечивать усвоение занимающимися с ограниченными возможностями здоровья двигательных действий, позволяющих реализовывать жизненно и профессионально важные умения и навыки, избранный вид соревновательной деятельности, отдых и переключение с основных видов бытовой и профессиональной деятельности, лечебное воздействие на организм человека, экстремальные и креативные виды двигательной активности;
- определять, планировать, реализовывать и корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий и с учетом результатов оценивания физического, функционального и психического состояния занимающихся;
- способствовать формированию у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способов познания и преобразования собственных физических качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры), обеспечивающих им условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования и, как следствие, самоактуализации;
- формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, которые будут определять ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества, гуманистическим идеалам европейской и мировой культуры;
- обеспечивать воспитание у занимающихся негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов зависимостей;
- добиваться того, чтобы ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни становились достоянием общества и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, формировать у них способности вести самостоятельную жизнь на основе сформированных потребностей и ценностных ориентаций;
- содействовать развитию психических и физических качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций, а также структуры, характера, этиологии и патогенеза заболевания;
- обеспечивать усвоение занимающимися спектра знаний из различных областей науки о закономерностях развития человека, его двигательной, психической, духовной сфер с целью своевременного и целенаправленного воздействия для оптимизации процесса развития;
- содействовать реализации задач развивающего обучения, обеспечивающего полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно влияющих на умственное и физическое развитие человека;
- способствовать восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;
- обеспечивать возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья;
- проводить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок;
- способствовать развитию оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены утраченных функций;
- обеспечивать освоение новых способов реализации основных видов жизнедеятельности человека, исходя из его оставшихся функций;
- проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма человека;
- проводить комплекс мероприятий по предупреждению возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основной причиной, ограничивающей возможности здоровья человека;
- осуществлять психотерапевтические меры по недопущению и (или) устранению психологических комплексов, обусловленных тем или иным заболеванием человека или видом инвалидности;
- выявлять актуальные вопросы в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
- проводить научные исследования эффективности различных способов деятельности в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов с использованием современных методов исследования;
- осуществлять научный анализ, обобщение, оформление и презентацию результатов научных исследований;
- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- планировать свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;
- работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.