Инклюзивное образовательное пространство "Территория включения"



Научно-исследовательская лаборатория «Игра в образовании и культуре»

Последние новости

Информация о НИЛ «Игра в образовании и культуре»

Научно-исследовательская лаборатория «Игра в образовании и культуре» создана в сентябре 2004 г. Научная проблематика лаборатории связана с исследованием тенденций развития игровой культуры детства, игровых интересов современных школьников, эффективности игровых технологий в инклюзивном образовании.

Научно-исследовательская лаборатория работает на общественных началах.

Руководитель - Репринцева Елена Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики дефектологического факультета.

Научная проблема на 2016-2018 гг.

«Игровые технологии в системе средств адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивной образовательной среде»

Задачами научно-исследовательской лаборатории являются:

  • Систематизация научных подходов в оценке потенциала игры в образовании и культуре.
  • Выявление тенденций развития игровой культуры детей и молодежи.
  • Обобщение и систематизация педагогического опыта включения игры в образовательный процесс общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.
  • Выявление возможностей детской игры в инклюзивном образовании обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • Популяризация в педагогическом сообществе центрально-Черноземного региона педагогического потенциала игры и игровых технологий в инклюзивном образовании.

В 2016 году участниками научно-исследовательской лаборатории обобщены и систематизированы основные подходы в отечественной педагогике и психологии в области теории и практики инклюзивного образования. Систематизированы основные направления решения задач и реализации инклюзивного образования в практике современной школы.

Конкретизированы психолого-педагогические возможности игры и игровых технологий в инклюзивном образовании. Охарактеризованы основные ресурсы игры и игровых технологий в инклюзивном образовании в совокупности социализирующих, развивающих, диагностических, дидактических, психотерапевтических и рекреационных ресурсов.

Обобщен опыт педагогов Курской области и г. Курска в реализации педагогического потенциала игры и игровых технологий в инклюзивном образовании.

Результаты исследования представлены в двух научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАК, в четырех научных статьях, изданных в зарубежных изданиях, на научно-практических конференциях Международного (Республика Беларусь, Минск; Польша, Кельце), Всероссийского (Кострома, Краснодар, Москва) и регионального (Курск, Хабаровск) уровня.

В последние пять лет участниками научно-исследовательской лаборатории проведены научно-методические семинары с педагогами школ г. Курска, Курской, Воронежской и Белгородской областей по проблемам реализации игровых технологий в инклюзивном образовательном процес-се (2012-2014 гг. для слушателей курсов повышения квалификации КИРО; 2013-2014 гг. для слушателей курсов повышения квалификации НИУ Бел ГУ; 2015-2016 гг. для слушателей программ ДПО КГУ, для педагогов КОУ Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»);

мастер-классы для педагогов школ г. Курска и Курской области по проблемам реализации в образовательном процессе игровых технологий (2012–2014 гг. ОКОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска; 2015-2016 ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», ОКУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3» г. Курска; ОКОУ«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Курска»; ОКОУ «Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова» г. Курска).

Ежегодно проводятся мастер-классы для студентов КГУ по игровым технологиям в инклюзивном образовании.

В период с 2014 по 2016 гг. проведены три Международных кон-курса студенческих научно-исследовательских проектов «Принимать. По-нимать. Помогать» с участием студентов Республики Беларусь, Украины, Белгорода, Воронежа, Вологды, Ярославля, Санкт-Петербурга, Брянска, Орла.

Участниками научно-исследовательской лаборатории ведутся исследования, которые стали основанием для разработки методик реализации педагогического потенциала народной игры в инклюзивном образовании, методик игрового обучения в инклюзивном образовании.

В период с 2012 по 2016 год участниками научно-исследовательской лаборатории были реализованы следующие проекты:

  • «Игровые технологии в коррекции страхов детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Реализован в 2012 г. в МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска;«Рука в руке» – применение игровых технологий в социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Реализован в 2014 г. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 79» г. Курска;
  • «Помоги мне это сделать самому: работа для будущего» – применение игровых технологий в социально-бытовой ориентировке детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Реализован в 2015 г. в ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» Курской области и в ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курской области;
  • «Игровые технологий в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Реализован в 2016 году в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65». г. Курска.

Проекты реализованы без финансовой поддержки.