• Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цвета сайта:
    • Ц
    • Ц
    • Ц
  • Шрифт:
    • Arial
    • Times New Roman
  • Кернинг:
    • a б
    • a  б

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

Сведения о наличии библиотек

Наименование объекта Адрес Документы Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ График работы Условия питания/ охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.)
1 Научная библиотека Курского государственного университета РФ, г. Курск, ул. Радищева, 33 336 2734,2

Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся

Наименование объекта Вид объекта Адрес Документы Лицензии и положения Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ График работы Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.)
1 Здравпункт КГУ Медицинский пункт г. Курск, ул. Сторожевая, 6а Лицензия медицинской деятельности
Положение о врачебном здравпункте МУЗ "Городская больница №1"
40 80

С 8:00 до 15:42

С 8:00 до 9:00 - уборка, кварцевание

С 9:00 до 13:00 - приём студентов

С 13:00 до 15:42 - профилактическая работа

Среда: С 13:00 до 15:00 - приём диспансеризованных студентов

2 Санаторий-профилакторий «Росинка» Студенческая поликлиника Россия, Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, д. Шуклинка 50 858,9
3 Столовая Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 29, 1 этаж 96 487,4
4 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 29, 4 этаж 48 96
5 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 29, 5 этаж 15,9
6 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 29, 6 этаж 36 33,1
7 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 29, 8 этаж 20 11,5
8 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Блинова, д. 3а 20 46
9 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Золотая, д. 8 8 16,1
10 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 33, 9-ти этажный корпус 2 этаж 40 100,7
11 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 33, главный корпус, 3 этаж 2
12 Столовая Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 33, лабораторный корпус 120 575,6
13 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 33, лабораторный корпус, 1 этаж 6 6
14 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Радищева. д. 33, лабораторный корпус, 2 этаж 4
15 Буфет Столовая/Буфет г. Курск, ул. Сторожевая, д. 6а 40 108,1

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

КГУ

- Количество посадочных мест в библиотеке – 336.

Перечень каталогов и баз данных научной библиотеки КГУ

База данных. Книги. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. Статьи до 2010 г. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. Статьи после 2010 г. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки

– lib.kursksu.ru

База данных. Труды ученых КГУ (полные тексты). Электронный читальный зал, сайт

научной библиотеки – lib.kursksu.ru

База данных. История КГУ и краеведение (полные тексты). Электронный читальный зал,

сайт научной библиотеки – lib.kursksu.ru

База данных. Труды ученых КГУ (печатные). Электронный читальный зал, сайт научной

библиотеки – lib.kursksu.ru

База данных. Диссертации. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. Авторефераты. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. Электронные ресурсы. Электронный читальный зал, сайт научной

библиотеки – lib.kursksu.ru

База данных. Периодика (журналы). Электронный читальный зал, сайт научной

библиотеки – lib.kursksu.ru

База данных. Периодика (газеты). Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки

– lib.kursksu.ru

База данных. Краеведение. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. История КГУ. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. Редкий фонд. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. Ретрофонд. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

База данных. Колледж. Электронный читальный зал, сайт научной библиотеки –

lib.kursksu.ru

Каталог. Алфавитный (включает литературу, изданную до 01.01.2010 г.). Научный

читальный зал.

Каталог. Систематический (включает литературу, изданную до 01.01.2010 г.). Научный

читальный зал.

Каталог. Предметный. (включает литературу, изданную до 01.01.2010 г.). Научный

читальный зал.

Общее количество экземпляров учебно-методической литературы 183495.

- в том числе количество новой (не старше 5 лет) учебно-методической литературы –

18232.

- в том числе количество обязательной учебно-методической литературы – 163311.

- в университете есть вузовская электронная библиотека (lib.kursksu.ru).

Подписные издания по профилю образовательной организации за последние 5 лет

Количество: 360

Изданные и принятые к публикации статьи в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последние 5 лет

Патенты, полученные на разработки за последние 5 лет

Свидетельства о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданные на разработки за последние 5 лет

Перечень электронных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Название Ссылка
1 Электронная библиотека КГУ Гиперссылка
2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» Гиперссылка
3 Электронно-библиотечная система «IPRbooks» Гиперссылка
4 Научная электронная библиотека «E-library» Гиперссылка
5 Научная электронная библиотека «Киберленинка» Гиперссылка
6 Национальная электронная библиотека Гиперссылка
7 Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки Гиперссылка
8 Федеральный портал «Российское образование» Гиперссылка
9 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Гиперссылка

Условия для индивидуальной работы с обучающимися

21 спортивная секция:

  • игровые виды - 10;
  • силовые дисциплины - 4;
  • единоборства -3;
  • лыжный спорт - 2;
  • легкая атлетика -2.

Творческие коллективы:

  • народный танец,
  • эстрадный танец,
  • бальный танец,
  • эстрадный вокал,
  • народный вокал,
  • академический вокал,
  • художественное чтение,
  • камерный хор,
  • авторская песня.

Клубы и коллективы:

  • театр "Арт-экспресс",
  • театр "Гастион",
  • театр "Многоточие",
  • студенческий клуб интеллектуальных игр,
  • фольклорный ансамбль "Дубровушка",
  • редакция общеуниверситетской газеты "Альма матер - вестник КГУ",
  • СК "ВИКИНГИ", спортивно-патриотический клуб "Витязь",
  • студенческий спортивный клуб "Гепард",
  • Добровольная народная дружина КГУ(ДНД КГУ),
  • студенческий клуб "Кодекс",
  • студенческое научное общество "ВЕХ",
  • школа вожатых "Орлятский круг" КГУ,
  • дискуссионный клуб "Человек Читающий",
  • студенческий клуб "ЭНЕРГЕТ",
  • "Юридическая клиника КГУ».

Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях

Информация о конкурсах и олимпиадах в отчетном году (в том числе во всероссийских и международных), проводимых при участии организации:

Информация о конкурсах

  • Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
  • Всероссийский фестиваль науки "NAUKA 0+
  • Праздничная программа "День знаний" (Мероприятие проходило на базе ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет"). В мероприятиии приняло участие 30 студентов старших курсов КГУ, а так же профессорско-преподавательский состав университета, в лице ректора, проректоров, деканов и зав. кафедрами.
  • «Бессмертный педагогический полк» (Данное мероприятие прошло в рамках всероссийской акции «Бессмертный полк». В нем приняли участие более 1000 студентов вуза всех специальностей, а также профессорско-преподавательский состав. Мероприятие проходило во дворе университета и на летней площадке вуза)
  • ХIХ открытый международный фестиваль интеллектуальных игр памяти Сергея Некрасова (300 участников: студенты, работающая молодежь 1 8-ти регионов РФ, 3 команды из Ближнего Зарубежья).
  • Всероссийский фестиваль «Храним наследие России».
  • V международный фестиваль-конкурс «Megapolis».
  • Международный конкурс дарований и талантов «Мелодия любви».
  • Областной фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна Соловьиного края».
  • Всероссийский фестиваль студенческого творчества "Российская Студенческая весна".
  • Областной фестиваль гражданско-патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»
  • Областной молодежный фестиваль национальных культур «Друзья рядом».
  • VI международный фестиваль-конкурс «Megapolis».
  • Международный конкурс-фестиваль «Выбирай успех».
  • Международный конкурс искусств и таланта «Арт триумф».
  • XVI церемония вручения университетской премии «Успех».
  • Поисковые экспедиции "Вахта Памяти — 2016".
  • Концертно-досуговые программы «КГУ — региону».
  • Цикл открытых семинаров «Социальное проектирование. Как успешно защитить проект». 15 межвузовский студенческий турнир по интеллектуальным играм на Кубок Губернатора Курской области.
  • Социально-значимая акция «Рекорд Победы».
  • Открытый семинар «Итоги защиты на молодежных форумах. Всероссийский заочный конкурс молодежных проектов».
  • Культурно-историческая программа КГУ «День Мариинской гимназии».

 

В 2016 году проведено 53 физкультурно-спортивные акции, в которых приняли участие 3642 спортсмена. Культурно-тематических спортивных праздников, Фестивалей - 3; первенств университета - 17, Открытых Кубков на призы ректората - 26; городских, областных и всероссийских первенств, турниров - 7.

  • Первенство Курской области по панкратиону;
  • Первенство Курской области по грэпплингу;
  • Чемпионат и первенство Курской области по вольной борьбе;
  • Открытый зимний Кубок КГУ на призы ректората по легкой атлетике;
  • Первенство вузов Курской области по лыжным гонкам;
  • Настольный теннис. Спартакиада факультетов (юноши, девушки);
  • Первенство ЦФО по панкратиону;
  • Первенство университета по волейболу среди юношей;
  • Первенство университета по волейболу среди девушек;
  • Первенство университета по баскетболу среди девушек;
  • Первенство университета по баскетболу среди юношей;
  • Первенство университета по шахматам;
  • Первенство университета по настольному теннису среди девушек;
  • Первенство университета по настольному теннису среди юношей;
  • Первенство вузов по настольному теннису;
  • Первенство вузов Курской области по мини-футболу;
  • Первенство университета по футболу;
  • Первенство вузов по учебному троеборью;
  • Первенство области по жиму лежа;
  • Первенство вузов области по кроссу;
  • Открытый Всероссийский турнир по грэпплингу;
  • Первенство вузов по учебному троеборью;
  • Первенство вузов Курской области по футболу;
  • Открытый Кубок КГУ по классическому жиму;
  • Кубок КГУ по жимовому двоеборью;
  • Межрегиональный турнир «Курская битва». Грэпплинг;
  • Первенство России по грэпплингу;
  • Открытый Кубок КГУ по лыжероллерам;
  • ГТО: открытые старты;
  • Турнир спортивных резервов КГУ по спортивной борьбе (открытый ковер);
  • Всероссийский турнир по спортивной борьбе;
  • Кубок первокурсников по волейболу (мужские сборные факультетов);
  • Кубок первокурсников по волейболу (женские сборные факультетов);
  • Кубок факультета ФК и спорта по мини-футболу среди сборных курсов;
  • Спартакиада КГУ (волейбол, подтягивание, армрестлинг, мини-футбол, дзюдо.

Численность обучающихся, принявшие участие в отчетном году в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах: 1720

Наличие в отчетном году, из числа обучающихся в образовательной организации, победителей конкурсов, смотров и др. на мероприятиях:
регионального уровня - 834
всероссийского уровня -
международного уровня -

Численность обучающихся в образовательной организации, принявшие участие в спортивных олимпиадах, соревнованиях в отчетном году: 1573

Наличие в отчетном году победителей спортивных олимпиад различного уровня: 611

Проведение мероприятий по сдаче норм ГТО:

Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

• Наличие психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников (наличие программы психологического сопровождения деятельности какой-либо категории обучающихся:

• Наличие коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися, логопедической помощи обучающимся:

На кафедре медицины и логопедии дефектологического факультета обучающимся с ОВЗ и инвалидам сотрудниками (врачами) оказывается консультативно-психотерапевтическая  помощь (врач психотерапевт высшей категории ст. преподаватель Сергеев Е.А.). При необходимости оказания медикаментозного лечения студент направляется к врачу – психиатру, для решения психологических проблем к психологу. Больным, не нуждающимся в медикаментозном лечении, оказывается психотерапевтическое лечение на базе кафедры. Профессор В.А.Иванов – врач невролог, рефлексотерапевт проводит визуальную аурикулярную диагностику, выявляет сопутствующие скрытые соматические   заболевания (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, заболевания бронхо - легочной системы, суставов, остеохондроза позвоночника, радикулиты, плекситы и др.) и с помощью метода электрорефлексотерапии, разработанного на кафедре (приборы для электрорефлексотерапии «Пчелка», «Пчелка-2») проводит лечение студентов. Кроме этого, через предмет  «Аурикулярная рефлексология (диагностика и коррекция)» больные дети обучаются самолечению с помощью точечного массажа. Проводятся консультации по гигиене питания, лечебному голоданию, диетотерапии, лечению минеральными водами. В ряде случаев назначаются гомеопатические препараты, народные средства, например, клюква при хронических пиелонефритах.

   Преподавателями кафедры медицины и логопедии дефектологического факультета  (логопедами)  студентам с ОВЗ и инвалидам оказывается консультативно-диагностическая логопедическая помощь в коррекции дизартрии, в случаях ДЦП, нарушений голоса, заикания.

Анализ обращений студентов на кафедру показывает, что наиболее востребованными являются консультации логопедов по выбору эффективных систем коррекционных приёмов по преодолению темпо-ритмических нарушений различного генеза, гипотонусных и гипертонусных дисфоний, фонетических нарушений дизартрического характера. Логопеды кафедры проводят диагностическое обследование речевого статуса студентов с ОВЗ, совместно со студентами анализируют ситуацию, выбирают оптимальный маршрут логопедического сопровождения в условиях нашего региона (сурдологопедическое отделение Областной клинической больницы, психоневрологический диспансер, фониатрический кабинет Городской больницы №1). Проводят обучающие индивидуальные занятия, позволяющие студентам овладеть приёмами правильного голосоведения, рече-коммуникативного поведения, совершенствования артикуляционных навыков и т.д. с последующим контролем результатов и корректировкой рекомендаций.

• Наличие комплекса реабилитационных и  других медицинских мероприятий

В работе со студентами, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья, используются как физические упражнения, которые рассматриваются в качестве основных средств адаптивной физической культуры, так и вспомогательные, привлекаемые из иных сфер человеческой деятельности, позволяющие решить коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи в отношении данной категории обучающихся.

В программы по адаптивной физической культуре включены следующие виды физических упражнений:

скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезания, метание, армреслинг, пауэрлифтинг, комплексы упражнений, направленных на развитие общей и тонкой моторики);

упражнения циклического характера на выносливость (плавание и др.);

упражнения, требующие высокой координации движений (гимнастические упражнения, ритмика);

упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (настольный теннис, спортивное ориентирование, спортивные игры, борьба, пространственная ориентировка, авиамодельный спорт, шашки, шахматы, бочче, бильбоке ...).

Дополняют основные средства физической культуры средства медицинской и психологической реабилитации, позволяющие усилить эффект комплексного воздействия на организм человека. В программы адаптивной физической культуры включены элементы физической культуры и электростимуляции (аурикулорефлексотерапии), сеансы игольчатого душа, су-джок - терапии, упражнений на тропе «Здоровья», механотерапии, применяются средства психологического воздействия, такие как психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинг, телесно-ориентированные средства сказкоте- рапии, игротерапии, формокоррекционной ритмопластики и др.

Программы обеспечивают потенциальные возможности применения средств коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий: осанки, плоскостопия, телосложения, тонкой моторики кистей рук, сочетающих:

расслабление и напряжение различных групп мышц;

оттачивающих согласованность движений;

направленных на ориентировку в пространстве и во времени, дифференциацию усилий, пространства, ощущений, развитие равновесия, быстроты реагирования в изменяющиеся условиях, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др.

Широко применяются общепедагогические и другие вербальные, идеомоторные и психорегулирующие, наглядные, технические и другие средства. Использование средств коррекции основного нарушения у обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболеваний и др. стало возможным в виду обобщения богатого опыта, накопленного за почти тридцатилетнюю историю подготовки кадров для лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью на дефектологическом факультете КГУ.

В настоящее время КГУ перешел из стадии разработки программ «Адаптированной физической культуры» и организации обучения лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью в период их апробации, поэтому имеется возможность обобщить только опыт разработки самих программ.

В своей работе мы исходили из того, что адаптивная физическая культура - это вид физической культуры, позволяющий обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью адаптироваться к жизни в обществе, оптимизировать их состояния за счет развития жизнеспособности и обеспечения оптимального режима функционирования телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимых субъектов.

Планируется расширение возможностей реализации программ адаптированной физической культуры в КГУ за счет занятий обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в зале механотерапии и бассейне. В перспективе - расширение фонда специализированных залов, приобретение тренажеров и строительство бассейна, приобретение спецоборудования для возможности плавания лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В стадии разработки модули в структуре Прикладной адаптивной физической культуры для обучающихся с нарушениями зрения «Голбол», «Шоудаун», «Хоккей на траве для лиц перенесших спинальные травмы», требующие специального оборудования. Планируется заключение договоров о сотрудничестве с администрацией Спортивно-концертного комплекса для занятий в тренажерном зале обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью и с целью обеспечения данной категории студентов физиотерапией и проведением курсов массажа.

• Наличие действующих программ оказания помощи обучающимся в социальной адаптации, профориентации, получении дополнительных профессиональных навыков, трудоустройстве:

Деятельность ФГБОУ ВО КГУ по содействию трудоустройству выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, реализуется через структурное подразделение, которое помогает студентам и выпускникам определиться с направлением дальнейшей занятости и построить траекторию своей карьеры.

Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВО КГУ осуществляется по следующим направлениям:

создание материально-технической базы для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в структурном подразделении, отвечающем за содействие в трудоустройстве;

проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и будущими абитуриентами осуществляет Отдел имиджевых проектов и информационной политики управления академической политики университета.

формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ;

формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.

Структурным подразделением, оказывающим содействие в трудоустройстве инвалидам и лицам с ОВЗ является Отдел организации практик, содействия занятости и трудоустройству студентов управления академической политики.

Структура и кадровый состав этого подразделения определяются в соответствии с локальными нормативными актами КГУ: положением управления академической политики. Квалификационные требования к работникам определяются на основании его раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» и в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 года № 1 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее - приказ Минздравсоцразвития России) и раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761 и «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Основные направления работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству состоят в следующем:

профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация;

системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству;

организация и проведение психологического и профессионального тестирования;

проведение тренингов, деловых профориентационных игр, ярмарок вакансий и дней карьеры, справочно-информационных бесед, профессиональных экскурсий, конкурсов;

организация постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью в период профессиональной адаптации на предприятиях.

В КГУ имеется возможность для создания производственных и творческих мастерских с целью привития профессиональных навыков и выявления склонностей.

Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождается внесением в базу данных информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, о профессии, специальности, направлении подготовки, по которой студент обучается, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе. Данная информация получается с помощьтю анкетирования или собеседования.

Содействие трудоустройству осуществляется в ходе совместной деятельности, кураторов групп, заместителей деканов факультетов по работе со студентами, волонтеров, работников отдела организации практик, содействия занятости и трудоустройству студентов, ответственного за сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Одной из основных проблем трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ является их низкая степень социализации. Проведение постоянной разъяснительной работы, вовлечение в социально-культурную жизнь КГУ позволяет снять многие психологические барьеры и повысить уровень социализации.

При проведении мероприятий, связанных с трудоустройством, в КГУ организуютя встречи с работодателями, а также выпускниками образовательной организации, относящимися к категории инвалидов, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни. Ежегодно проводятся дни карьеры, ярмарки вакансий, игры-презентации, направленные на повышение мотивации к труду, экскурсии на предприятия, с целью вовлечения в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства.

В КГУ организовано психологическое сопровождение при содействии трудоустройству выпускников с инвалидностью.

Работа с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры является важным этапом в процессе трудоустройства.

В практике психологического сопровождения выпускников с инвалидностью сложились следующие формы и методы профессиональной психодиагностики, которые используются психологом-профконсультантом:

беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

опросники профессиональной мотивации (для инвалидов и лиц с ОВЗ, выбирающих массовые профессии, то есть пригодные для большинства);

опросники профессиональных способностей (используются применительно к профессиям с особыми условиями труда: при работе с объемными опросниками для удобства проведения и обработки желательно отдавать предпочтение их компьютерным версиям, а также использовать возможности группового тестирования);

личностные опросники (раскрывают поступки человека в ответственные моменты жизни, диагностируют способности осмыслять свою жизнь, самооценки, структуры ценностей и т.п., способствуют самопознанию лица с инвалидностью и ОВЗ самоопределению на основе более глубоких знаний о себе);

психофизиологические обследования;

«профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе (требуют материальных затрат на создание мастерских, обеспечение вовлеченности фирм и организаций - потенциальных работодателей).

Важным аспектом содействия трудоустройству являются методы морально эмоциональной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ:

тренинги общения (позволяют инвалидам и лицам с ОВЗ освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу и различных деловых контактах);

методы индивидуальной и групповой психотерапии (позволяют лицу с инвалидностью и ОВЗ лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением);

различные положительные примеры самоопределения (повышают уверенность лица с инвалидностью и ОВЗ в принципиальной возможности разрешения своих проблем);

конкурсы или праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий;

конкурсы профессионального мастерства в рамках реализации региональных проектов чемпионата «Абилимпикс».

Деятельность отдела организации практик, содействия занятости и трудоустройству студентов по содействию в трудоустройстве выпускников имеет возможность предоставлять услуги для студентов с инвалидностью и ОВЗ по дополнительному обучению. С целью формирования предпринимательских компетенций проводится обучение по основам менеджмента и предпринимательской деятельности, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планированию и т.п.

• Наличие службы психологической помощи (возможность оказания психологической консультации):

1. Психологическое консультирование детей и взрослых по обращению проводит социально-психологическая лаборатория при кафедре психологии КГУ.

Руководитель – проф. Сарычев С.В.;

Научный консультант проф. А.С. Чернышев;

Исполнительный директор – Логвинов И.Н.

Кафедрой психологии разработаны программы:

– психологического сопровождения обучения одаренных детей, в том числе – социально одаренных.

– программа социальной психологической помощи молодежи г. Курска.

2. В течение ряда лет реализуется программа психологической помощи в профессиональном самоопределении выпускников в форме «Дня психологии» (проф. А.С. Чернышев, доц. Г.Н. Ларина).

3. Психологическую службу в КГУ, школах г. Курска, областном казенном учреждении «Центр для несовершеннолетних» Курской области, на телефоне доверия при центре «Гармония» ведут:

– психологический клуб «Бумеранг» (доц. Г.Н. Ларина);

– «Калейдоскоп» – И.В. Юрченко;

– проф. С.Г. Елизаров «Центр для несовершеннолетних»;

– доц. Ю. Л. Лобков (телефон доверия при «Гармонии).

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

• Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: 84 студента;

• Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов (на примере обучающихся с нарушениями зрения):

Учебники:

1. Г.А. Смирнов "Запись нот по системе Брайля" ч. 1 ООО "ИПТК "Логос" ВОС" М. 2002 (PDF)

2. Г.А. Смирнов "Запись нот по системе Брайля" ч. 2 ООО "ИПТК "Логос" ВОС" М. 2002 (PDF)

3. "Вместе пишем и читаем по Брайлю" ООО “ИПТК “ЛОГОС” ВОС” Москва - 2002.(Word)

4. Л. Фомина "Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Брайля" //Российская государственная библиотека для слепых//Тифлоцентр "Вертикаль". М. 2004 – 29с.

Учебные пособия:

1. Ю.И. Лебединский "Пишем ноты по Брайлю" Типография Курского гос. университета // 2017–64с.

2. Ю.И. Лебединский "Инструкция по работе в плоскопечатном нотном редакторе "Сибелиус" для людей с ограниченными возможностями по зрению при помощи "горячих клавиш" и программ озвучивания "Jaws" и "NVDA". Подготовлено к печати 10с.(Word)

3.  Ю.И. Лебединский "Горячие клавиши для незрячих и слабовидящих студентов: "Windows", "Word", "Sibelius"".

4.   Ю.И. Лебединский Основы работы в программе " Duxbury Braille Translator" (DBT)

3. Дидактические материалы:

1. Наглядное пособие "Шрифт Луи Брайля (русский алфавит) (таблица)

2. Наглядное пособие "Брайлевская система "Факир" (таблица)

3. Наглядно-практическое пособие "Тактильная игра для составления слов по системе Брайля" (ячейки и фишки).

• Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального  пользования (на примере обучающихся с нарушениями зрения):

1. Компьютер, оборудованный спецпрограммами для людей с ограниченными возможностями по зрению:

а) Sibelius c инструкцией для незрячих

б) Duxbury Braille Translator (DBT) (конвертер текста из текстовых редакторов в «Брайль»)

в) Jaws, NVDA (Программы озвучки)

г) Word со встроенными шрифтами Брайля, Факира

2. «Брайлевский» принтер «Эверест v.4»

3. Брайлевский монитор «Фокус 4»

4. Брайлевский прибор для письма + «шило»

5. Лупы

6. Брайлевская бумага для письма и печати

• Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального  пользования в постоянное пользование (на примере обучающихся с нарушениями зрения):

Специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования размещены в специально оборудованном помещении, доступ к которому обеспечен для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по зрению.

• Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь (на примере обучающихся с нарушениями зрения):

  1. Организация образовательного процесса сопровождается  ассистентом (помощником), оказывающим необходимую техническую помощь обучающимся.

  2. При необходимости, ассистенты предоставляются для выполнения тестирования, сдачи зачетов и экзаменов (зрячие и незрячие).

• Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (наличие приема в специальные (коррекционные) группы по различным образовательным программам, мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и иналидов в общественную жизнь образовательной организации (экскурсии, классные часы, концерты и т.д.):

– Работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста:

  1. Подготовка к школе.

  2. Коррекция речевого развития (работа с профильными группами с учетом нарушения речи).

  3. Коррекция психо-моторного развития.

  4. Индивидуальные и групповые занятия с различными категориями детей с ОВЗ (в соответствии с запросом)

  5. Занятия по социально-бытовой ориентировке (для детей с отклонениями в развитии).

  6. Инклюзивные занятия в смешанных группах.

  7. Лечебная педагогика.

  8. Лечебная физкультура.

– Работа с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ:

  1. Помощь в подготовке домашних заданий.

  2. Коррекция речевого развития. Коррекция психомоторного развития.

  3. Индивидуальные и групповые занятия с различными категориями ОВЗ (в соответствии с запросом)

  4. Занятия по социально-бытовой ориентировке (для детей с отклонениями в развитии).

  5. Инклюзивные занятия в смешанных группах.

  6. Лечебная педагогика.

  7. Лечебная физкультура.

– Работа с детьми подросткового возраста с ОВЗ:

  1. Помощь в выполнении домашних заданий. Помощь педагога-психолога. Коррекция отклоняющегося и аддиктивного поведения.

  2. Углубленное изучение ряда предметов: математика, физика, химия, иностранные языки, русский язык, биология и др.

  3. Ликвидация пробелов в изучении школьной программы (образовательные и специальные (коррекционные школы)

  4. Занятия по социально-бытовой ориентировке (для детей с отклонениями в развитии).

  5. Инклюзивные занятия в смешанных группах.

  6. Лечебная педагогика.

  7. Лечебная физкультура.

– Работа с детьми старшего школьного возраста с ОВЗ:

  1. Помощь в выполнении домашних заданий. Помощь педагога-психолога.

  2. Углубленное изучение ряда предметов: математика, физика, химия, иностранные языки.

  3. Ликвидация пробелов в изучении школьной программы (образовательные и специальные (коррекционные школы)

  4. Подготовка к сдаче ЕГЭ

  5. Пофконсультирование.

  6. Лечебная педагогика.

  7. Лечебная физкультура.

– Работа со взрослыми людьми с инвалидностью:

Работа с педагогами: повышение квалификации. Круглые столы, проблемные группы, переподготовка. Краткосрочные курсы повышения квалификации для педагогических работников Специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Краткосрочные курсы подготовки супервизоров, волонтеров социальной работы и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.

Работа с родителями: педагогический всеобуч, мастер-классы, курсы компьютерной грамотности; лектории, мастер-классы, консультации, курсы компьютерной грамотности, организация досуговых программ.

– Работа по эстетическому развитию лиц с ОВЗ:

Работа клубов по интересам (изобразительное искусство, пение, хореография, театральная студия,  рукоделие, моделирование, лепка, мягкая игрушка, шитье, вязание, техническое конструирование и пр.).

– Организация досуга детей младшего школьного возраста с ОВЗ и детей подросткового возраста с ОВЗ:

  1. Воспитательные мероприятия, тематические утренники, встречи с интересными людьми.

  2. Выполнение заказов на проведение (коллективных мероприятий: утренников, праздников, спортивных мероприятий и т.д.) с выездом к заказчику.

  3. Организация экскурсионных поездок для родителей и детей с ОВЗ. Посещение театров, выставок, концертов. Благотворительные акции. Ярмарки-продажи изделий, выполненных руками детей и волонтеров.

  4. Концерты-презентации воспитанников Центра и волонтеров.

  5. Организация совместных досуговых программ для детей и родителей.

  6. Мастер-классы по организации семейного досуга и семейных праздников.

– Профориентационная работа с детьми старшего школьного возраста с ОВЗ (с ориентацией на потребности рынка труда в регионе):

  1. Встречи с руководителями предприятий, учреждений, организаций.

  2. Сотрудничество с факультетом довузовской подготовки (профтестирование и др.).

– Сотрудничество с администрацией Курской области, общественными организациями, представителями духовенства:

Совещания, консультации, круглые столы, взаимный обмен информацией, всеобуч.

– Международное сотрудничество: Участие в международных проектах по вопросам социальной и образовательной инклюзии лиц с ОВЗ и инвалидностью. Организация мастер-классов и методических семинаров по сопровождению лиц с инвадидностью и ОВЗ.

– Волонтерство. Организация деятельности волонтерских отрядов на факультетах КГУ подруководством Центра волонтерского движения.

• Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья:

 

Обеспеченность возможности беспрепятственного доступа, поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а так же их пребывание в указанных помещениях

Наличие доступа:

Положение об организации обучения инвалидов и студентов с ограниченными возможностями:

Пандусов:

Подъемников:

Поручней:

Расширенных дверных проемов:

Лифтов:

О расходовании средств на культурно-массовые, физкультурные и спортивные, оздоровительные работы со студентами (по итогам финансового года)

Проведенное мероприятие Дата проведения Гиперссылка на мероприятие Проделанная работа Всего потрачено (руб.) Потрачено из внебюджетных средств (руб.)
1 Физкультурно-спортивное занятие со студентами Гиперссылка

МБОУ ДОД "ДЮСШ №6" физкуль.спортив. занятие на воде со студентами.

63700
2 Физкультурно-спортивное занятие со студентами Гиперссылка

МБОУ ДОД "ДЮСШ №6" физкуль.спортив. занятие на воде со студентами.

40500
Проведенное мероприятие Дата проведения Гиперссылка на мероприятие Проделанная работа Всего потрачено (руб.) Потрачено из внебюджетных средств (руб.)
1 Профилакторий "Росинка" 11 января 2016 г. - 31 июля 2016 г. Гиперссылка
857200 63700
2 Культурно-массовое мероприятие к 23 февраля 05 февраля 2016 г. - 21 февраля 2016 г. Гиперссылка

ИП Афанасьева Е.А., проведение культ. массовое мероприятие к 23 февраля.

20000
3 Спортивное мероприятие 11 февраля 2016 г. - 11 февраля 2016 г. Гиперссылка

Королев. авансовый отчет, наградная атрибутика.

7000
4 Спортивное мероприятие 29 февраля 2016 г. - 29 февраля 2016 г. Гиперссылка

Ткачев. авансовый отчет, наградная атрибутика

2000
5 Культурно-массовое мероприятие к 8 марта 01 марта 2016 г. - 06 марта 2016 г. Гиперссылка

ИП Афанасьева Е.А., проведение культ. массовое мероприятия к 8 марта.

21950
6 Спортивное мероприятие 02 марта 2016 г. - 02 марта 2016 г. Гиперссылка

Ткачев. авансовый отчет, наградная атрибутика

10900
7 Спортивное мероприятие 31 мая 2016 г. - 31 мая 2016 г. Гиперссылка

Королев. авансовый отчет, наградная атрибутика.

9000
8 Туристический слет 10 июня 2016 г. - 11 июня 2016 г. Гиперссылка

ООО "Баска-тур", услуги по проведению туристического слета.

75000
9 Организация отдыха и оздоровления 10 июня 2016 г. - 20 июня 2016 г. Гиперссылка

ООО "КСКК" Аквалоо, услуги по организации отдыха и оздоровления "Славянское содружество".

700000
10 Культурно-массовое мероприятие для студентов 11 июля 2016 г. - 09 августа 2016 г. Гиперссылка

ООО "Баркентина", культурно-массовое мероприятие для студентов.

1 заезд: 11 - 20 июля 2016;

2 заезд: 21 - 30 июля 2016;

3 заезд: 31 июля - 9 августа 2016.

2856500
11 Спортивно-оздоровительное мероприятие для студентов 12 июля 2016 г. - 14 августа 2016 г. Гиперссылка

ООО "Национальные оператор "Максима", спортивно-оздоровительное мероприятие для студентов.

1 заезд: 12 - 23 июля 2016;

2 заезд: 23 июля - 4 августа 2016;

3 заезд: 3 - 14 августа 2016.

2983500
12 Спортивное мероприятие 25 октября 2016 г. - 25 октября 2016 г. Гиперссылка

Ткачев. авансовый отчет, наградная атрибутика

3000
13 Спортивное мероприятие 26 октября 2016 г. - 26 октября 2016 г. Гиперссылка

Ткачев. авансовый отчет, наградная атрибутика

2000
14 Спортивное мероприятие 24 ноября 2016 г. - 24 ноября 2016 г. Гиперссылка

Ткачев. авансовый отчет, наградная атрибутика

1000
15 Спортивное мероприятие 02 декабря 2016 г. - 02 декабря 2016 г. Гиперссылка

Ткачев. авансовый отчет, наградная атрибутика.

17000
16 Спортивное мероприятие 13 декабря 2016 г. - 13 декабря 2016 г. Гиперссылка

Ткачев. авансовый отчет, наградная атрибутика

6000