V всероссийский студенческий форум факультета искусств и арт-педагогики в КГУ

7 декабря 2018

6 декабря в Курском государственном университете в рамках научно-исследовательской работы студентов магистратуры кафедры музыкального образования и исполнительства факультета искусств и арт-педагогики прошел юбилейный V Всероссийский с международным участием студенческий научный форум, который проводится для отработки навыков публичного представления результатов научной деятельности студентов.

ПРОГРАММА форума

Статус форума обусловлен обширнейшей географией его участников: факультет искусств и арт-педагогики охватил молодежь всей России и четырёх зарубежных стран. Среди участников – представители Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Вьетнама, студенты из Республики Саха (Якутия), Санкт-Петербурга, Белгорода, Череповца Вологодской области, Старого Оскола Белгородской области, Кургана Уральского федерального округа и еще из десятка городов и сел нашей страны и, конечно, Курской области.

Форум открыла доктор искусствоведения, профессор, академик МАНПО, зав. кафедрой музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета, член Президиума международного Научного совета по истории музыкального образования, Почетный работник высшего профессионального образования Марина Львовна Космовская, поздравившая студенческий форум с юбилеем, обратив внимание студентов на значение научных и учебно-методических конференций для их образования и профессиональной подготовки, предложив давать оценку не только содержанию, но и стилю, и форме преподнесения студентами наработанных материалов изысканий.

С приветственным словом обратилась к участникам форума зам. декана факультета искусств и арт-педагогики Людмила Николаевна Антонченко, отметив: «Уверена, что нынешний форум запомнится содержательными дискуссиями и интересными встречами, будет способствовать продвижению перспективных идей и инициатив», также пожелала студентам успешной работы и плодотворного общения.

После открытия форума началась работа по четырем секциям: «Музыкальная культура и искусство», «Музыкальная педагогика», «Музыкальное образование», «Музыкальное краеведение». На протяжении нескольких часов в аудиториях можно было услышать интереснейшие доклады. Научная дискуссия, рождавшаяся почти после каждого доклада, свидетельствовала о том, что выступавшие сумели пробудить неподдельный интерес аудитории к темам своих исследований.

Секция «Музыкальная культура и искусство». Руководитель – магистрантка 2-го курса Ольга Корелова. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор, руководитель магистерской программы Марина Львовна Космовская. На секции выступило 14 человек, которые в строго выверенной последовательности осветили ряд проблем: от развития музыкального слуха – к проблеме освоения художественной культуры народов России, к экспериментальной музыке (с примером в исполнении вьетнамских музыкантов, студентов 3 курса КГУ Лыонг Нгок Минь и Фанг Ле Хиеу) и рок-музыке (Артем Зенов, студент 3 курса КГУ) и – к историческому блоку тем: о духовной хоровой и военной музыке с акцентом на воспитание патриотизма, а также об итальянской музыке XX века (лирический доклад о Луиджи Тенко, студентки 4 курса ЗФО КГУ Виолетты Грибашовой из Казахстана, города Актобе завершил работу секции).

Секция «Музыкальная педагогика». Руководитель – магистрант 2 курса Гайрат Назарбаевич Сеидов (Туркменистан). Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры МОИ Зоя Ивановна Гладких. На секции были представлены 11 докладов. Работа секции была открыта специальным докладом магистранта Г,Н. Сеидова на тему: «Развивающий потенциал музыкально-ритмической деятельности младших школьников». Далее были заслушаны выступления участников форума по темам, заявленным в программе работы секции. Наибольший интерес вызвали следующие доклады: «Условия практического освоения истории деятельности Ванинского сельского Дома культуры в процессе музыкального образования школьников» (студент 4 курса ЗФО С.В. Ванин, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент кафедры МОИ С.Е. Радченко); «Формирование основ музыкальной грамотности и исполнительского мастерства у начинающего эстрадного певца в условиях организации дополнительного образования» (студентка 4 курса ЗФО Д.С. Корзунова, научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры МОИ М.Ф. Рудзик); «Музыка православной традиции в содержании духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» (студентка 2 курса ЗФО КГУ С.Н. Костина, научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры МОИ З.И. Гладких). Данные доклады отражали личный опыт музыкально-педагогической деятельности, сопровождались содержательными презентациями, фото-, аудио- и видеоматериалами, копиями архивных документов, а также живым исполнением музыкальных произведений. В заключение магистрант Г.Н. Сеидов и научный руководитель З.И. Гладких подвели итоги работы секции и пожелали участникам форума успехов в научно-исследовательской деятельности.

Секция «Музыкальное образование». Руководитель – Ирина Лубанец. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры МОИ Марина Федоровна Рудзик. После приветственного слова научного руководителя секции М.Ф. Рудзик прозвучал специальный доклад руководителя секции И.А. Лубанец на тему: "Совершенствование вокальных навыков, обучающихся ДШИ в процессе освоения программы "Постановка голоса". Затем участниками форума были заслушаны и обсуждены темы 12 докладов по актуальным проблемам дошкольного, начального общего, основного общего, дополнительного и профессионального музыкального образования детей и молодежи. Подавляющее большинство выступавших студентов, будучи одновременно педагогами-практиками, построили свои доклады с опорой на научно обоснованный личный опыт профессиональной деятельности. Многие из них сопровождали свои выступления медиапрезентациями, усилившими доказательную базу проведенных научно-педагогических исследований. Наибольший интерес слушателей был проявлен к докладам К.М. Астаповой «Воспитательный потенциал музыкальных занятий в школе», О.А. Бутылкиной «Роль движения в процессе музыкальной деятельности в условиях ДОУ», В.А. Корзунова «Формирование навыков игры на трубе в образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы в Курском колледже-интернате слепых)», А.В. Рыковой «Формирование музыкально-исторической компетентности подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе», И.В. Ходаревской «Приобщение детей к русской народной песне в системе дополнительного образования» и др.

Секция «Музыкальное краеведение». Руководитель – магистрантка 2-го курса Анастасия Широбокова. Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент кафедры МОИ Татьяна Анатольевна Брежнева.

На секции было представлено 5 докладов, при подготовке которых студенты активно использовали личный практический опыт. Наиболее высокий интерес вызвал доклад Анны Вячеславовны Лащевой, студентки 4 курса ЗФО КГУ на тему: «Музыкальные инновации этнографического ландшафтного комплекса хутора Песочное Медвенского района Курской области», которая подкрепила свое выступление видеозаписями одного из важнейших для каждого православного верующего праздника День святой Троицы. При подведении итогов проведенной на секции дискуссии были сделаны выводы о важности стремления педагогов искусства к формированию этнического самосознания обучающихся.

Форум в очередной раз продемонстрировал свою актуальность, доказав это высоким уровнем заинтересованности студентов в научно-исследовательской деятельности и многообразием разрабатываемых ими тем научных исследований.

По итогам форума, как и в предыдущие годы, будет подготовлен и издан сборник лучших студенческих научных статей. Техническое обеспечение и информационную поддержку форума, подготовку и издание сборника обеспечивает научно-исследовательская лаборатория музыкально-компьютерных технологий КГУ под руководством О.М. Молодых.

Форум показал высокий уровень заинтересованности студентов и многообразие разрабатываемых научных тем исследования. На пленарном заседании форума присутствовало более 60 человек. В форуме, в очной форме, выступили в четырех секциях 46 докладчиков (из 76 заявленных тем). Студенты первых курсов стали слушателями форума, приобретая опыт для своей научно-исследовательской работы.

По итогам форума, как и в предыдущие годы, готовится сборник лучших студенческих научных статей.

Материалы представлены организаторами и научными руководителями Форума: профессором М.Л. Космовской, доцентами М.Ф. Рудзик, З.И. Гладких, Т.А. Брежневой, зав. лабораторией НИЛ МКТ О.М. Молодых.