СтудВесна-2018 в лицах. Выпуск 2. Андрей Капралов

21 марта 2018

Студенческая весна Соловьиного края в самом разгаре. С членом жюри и солистом Курской государственной филармонии встретилась корреспондент студенческого пресс-центра КГУ «АМ» Анастасия Танкова.

 

Члены жюри фестиваля – народ особый. Очень серьезный, деловитый, а главное, занятой. Поэтому встретиться после фестиваля «Золотые голоса» и поговорить с солистом Курской государственной филармонии Андреем Капраловым для меня оказалось удачей.

Мы договорились встретиться возле служебного входа. Я уже была на месте, когда Андрей подъехал. «Вы потом в университет? Садитесь, поговорим по дороге».

Времени у меня было не так уж и много: Андрей человек занятой, поэтому после короткого предисловия задаю банальный, но, тем не менее, один из важнейших вопросов в жизни каждого человека.

- Андрей, почему вы выбрали именно музыкальную карьеру?

- Мое знакомство с музыкой началось с 8 лет, когда я начал петь в храме. После была музыкальная школа, потом училище им. Г.В. Свиридова, но на желание посвятить себя музыке меня вдохновило церковное пение. А почему именно церковное? Я слушал «Все ночное бдение» великого С.В. Рахманинова: поставленные академические голоса, музыка, и меня это влекло. Мне хотелось достичь такого же уровня.

- А есть такие произведение, в которых вы нашли себя?

- Это второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром.

- Как думаете, что происходит с людьми, когда они слышат музыку?

- Даже людей, нелюбящих музыку, она заставляет мыслить, открывает внутренний мир человека. Недаром говорят, что музыка, как вторая религия. Случается так, что люди черствеют, а музыка заставляет человека быть человеком… и оставаться им.

- Когда вы решили продолжить своё обучение и поступать в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, какие были трудности?

- Абсолютно никаких. Так получилось, что в 2001 году меня заметили на первом всероссийском конкурсе Г.В. Свиридова и пригласили в консерваторию. Но хотя я ехал по приглашению, экзамены сдавал на общих основаниях.

- Всегда бывает что-то такое, что у тебя не получается. Недопонимания с педагогом или, возможно, личностный конфликт. Вы сталкивались с подобным?

- Ну с педагогом мне повезло. А, как правило, трудность всегда одна: когда ты выходишь на другой уровень, поднимаешься на ступеньку выше, то испытываешь неуверенность в себе и в завтрашнем дне. Мой учитель всегда говорил: «Ты, главное, делай, и будь, что будет. Любой труд приносит результат».

- Были ли такие моменты, когда хотелось всё бросить?

- О, были! И не один раз. К сожалению или к счастью, это было связано с финансами, а не с разочарованием в профессии. Когда я поступил в Москву, денег не хватало, меня никто не знал, и я мало пел. Даже таксистом подрабатывал, но руки не опустил и не бросил. А потом я начал потихоньку работать на свое имя, меня стали узнавать, приглашать.

- Расскажите, а как так получилось, что вы в 2010 стали приглашенным солистом королевского театра Ковент-Гарден?

- Да, было такое. Я и сейчас нахожусь в статусе «прикрепленного солиста»… Я пел в Италии в Римской национальной опере. Два года проработал там, а потом мой импресарио устроил мне прослушивание. И меня взяли в Лондон. Все было очень просто. Для меня лично. Я-то думал, что меня не возьмут: такой театр с мировым именем, много певцов, конкуренция бешеная, не очень даже волновался, а вот выбрали меня.

- Когда все так складывается, это что-то да значит. Музыка к вам благосклонна. А она что для вас значит?

- Музыка – это вся моя жизнь. Она по-разному на меня влияет. И это зависит от жанра, стиля исполнения. Хоровая музыка действует на меня иначе сольного исполнения. Я интересуюсь разными направлениями: у меня любимые группы Scorpions, Парк Горького. В рок-музыке я ищу то, что мне по нутру: обработку, необычное исполнение.

- А в Курск почему вернулись?

- Курск – мой родной город. Сначала работал в Италии, потом в Москве, но там не было жилья. А хотелось устроенности, уюта. А раз так, надо возвращаться домой. И я об этом не жалею. Сначала тосковал, а сейчас не хочу в столицу возвращаться.

- У вас насыщенная событиями карьера. Есть ли в ней место курьезным случаям, смешным ситуациям? Признавайтесь, наступали на подол партнерше?

- О, на подол партнерше — это было! Подол-то длинный и думаешь: куда стать? И постоянно в голове держишь: «сейчас не наступить», а потом задумаешься и… Я правда не падал... Но у нас один артист упал прямо в яму. Звучит смешно, но человек руку-то сломал. Он, видимо, был в образе и, не рассчитав расстояние, рухнул. Очень много таких случаев. Сцена — это та же самая жизнь. Люди также ошибаются, терпят неудачи.

- А чего хотите? Есть высота, которую хочется взять?

- У меня сейчас немного другие мысли. В Курске музыкальная культура слабо развита. Надо созидать, а чтобы созидать, нужны молодые, талантливые. Нужны новые голоса, а где они? Надо искать.

- И вот вы на студенческой весне в качестве жюри…

- Меня и раньше приглашали, но все никак не получалось.

- Какие впечатления от фестиваля?

- Почему-то парней нет, одни девчонки поют. Но таланты есть. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей – это всегда было и будет, это закон жизни. Некоторые исполнители что-то даже умеют. А есть те, кто ничего еще не умеют, но у них природный талант. Значит, наша задача указать конкурсанту на это, чтобы он этот талант множил на технику и знания.

- У вас есть свой личный критерий оценивания конкурсантов?

- Конечно. Он всегда есть. Это не то, чтобы критерий… Вообще, певцы такие существа, они чувствуют «огонёк» в человеке. Если он есть, можно дальше работать, а если нет, то ты хоть что делай – бесполезно! И человек должен гореть своим делом, тогда будет результат, удовлетворенность что ли… – задумчиво заканчивает мой собеседник.

Мы уже подъезжаем к университету. Кстати, Андрей – выпускник факультета искусств Курского государственного университета. Прошу напоследок сказать напутственные слова участникам нынешним и будущим.

- Я желаю, как можно скорее полюбить процесс работы над собой. Как правило, молодые ребята какой-то результат маленький дали и ручки опустили, радуются. Нужно привыкнуть к работе. Работа над собой должна стать образом жизни, чтобы во всех отношениях совершенствоваться. Не только, чтобы петь лучше, а чтобы еще выглядеть, говорить лучше, чтобы поступать по жизни лучше – это все взаимосвязано. Нельзя быть, простите, гавнюком, и петь, как Бог. Голос отражает всю жизнь человека. Не поверите, откроешь рот, и слышно: умный ты или дундук.

Анастасия Танкова, студенческий пресс-центр КГУ «АМ».