КГУ – участник международной летней школы молодых ученых «Культура-Образование-Человек»

26 июля 2017

Завершила работу XIX международная летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых. Основная проблема, которую обсуждали в школе молодых ученых в этом году – «Сохранение этнической идентичности славянской молодежи в условиях глобализации культуры».

Работа школы была организована с 10 по 23 июля 2017 года кафедрой психологии образования и социальной педагогики КГУ (руководитель проекта – професор А.В. Репринцев), кафедрой педагогики начального и дошкольного образования НИУ БелГУ (соруководитель проекта – доц. И.П. Ильинская) и кафедрой педагогики МГЛУ (соруководитель проекта – доц. В.В. Пашкевич, проф. В.А. Капранова, доц. В.Г. Литвинович). В рамках партнерских отношений Курского государственного университета с Минским государственным лингвистическим университетом (Республика Беларусь), Белгородским национальным исследовательским университетом, Белорусским государственным педагогическим университетом им. М.Танка (Республика Беларусь), Академией последипломного образования (Республика Беларусь), Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы (Республика Беларусь), Софийским университетом им. Св. Климента Орхидского (Республика Болгария), Университетом им. Яна Кохановского (г. Кьельце, Республика Польша), Российской академией образования, Академией педагогических и социальных наук (АПСН), Центром научных инвестиций (Нижний Новгород).

Проект реализован при поддержке генерального спонсора – ООО «Курское молоко».

В работе XIX международной летней культурно-антропологической школы молодых ученых приняли участие 46 исследователей – докторанты, аспиранты, соискатели, магистранты, студенты старших курсов, осуществляющие научные исследования в области философии образования, социологии культуры и образования, истории образования, общей и социальной педагогики, педагогики профессионального образования, социальной психологии, психолингвистики, культурологии, истории искусств, дизайна. Молодые ученые представляли вузы Центральной России, ближнего и дальнего зарубежья: Курский государственный университет (10 человек), Белгородский государственный университет (9 человек), Академия русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург, 2 человека), Казанский государственный технологический университет им. А.Н. Туполева (2 человека), Казанский государственный архитектурно-строительный университет (2 человека), Саратовский государственный университет (2 человека), Поволжскую социально-гуманитарную академию (2 человека), Минский государственный лингвистический университет (7 человек), Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка (4 человека), Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (2 человека), Софийский университет им. Св. Климента Орхидского (2 человека), Университет им.Яна Кохановского (2 человека).

В качестве мастеров и наставников к участию в работе школы были приглашены известные отечественные и зарубежные специалисты, принявшие участие в чтении лекций, проведении семинаров и мастер-классов, дискуссионных площадок, коллоквиумов и научных дискуссий.

Работа школы прошла в два этапа: первый этап прошел на территории Курской и Белгородской областей, а на втором этапе молодые ученые продолжили научные дискуссии на земле Беларуси, соединив обсуждение научных проблем с освоением историко-культурного наследия белорусского этноса.

Программа работы летней школы соединила три важных направления:

научно-исследовательское, связанное с представлением молодыми учеными результатов собственных научных поисков;

образовательное, в рамках которого молодые исследователи имели возможность прослушать лекции опытных профессоров;

культурно-просветительское, позволившее всем участникам школы посетить крупные музеи, галереи, мемориальные комплексы, концерты и фестивали в ходе совместной поездки.

Особое место в программе заняла остановка в Гомеле, посещение тех мест, которые связаны с гомельским периодом в жизни Л.С. Выготского. Молодые ученые побывали в Гомельском государственном педагогическом колледже им. Л.С. Выготского, узнали о том, как в Беларуси бережно хранят память о выдающемся земляке, талантливом психологе.

Одна из основных задач школы молодых ученых состояла в обеспечении возможности апробации молодыми исследователями своих научных концепций, обогащении разрабатываемых ими подходов теоретическими идеями и достижениями современной гуманитарной мысли. В силу этих причин центральной, доминирующей проблематикой школы стали различные аспекты развития современного мира, его глобальные изменения, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности человека, и прежде всего – в культуре и образовании. Отсюда особое внимание в содержании работы школы было обращено к процессу ретрансляции ценностей и нормативов культуры, становлению нравственности человека в системе культуры. Важными идейно-смысловыми и содержательными акцентами прошедших дискуссий стали проблемы развития национально-культурной идентичности человека, становления нравственной культуры молодежи, выявления тенденций и перспектив развития культуры и образования в контексте глобальных изменений современного мира.

По мнению экспертов и самих участников школы, достоинством предложенной модели организации работы стало соединение лекционных форм с дискуссиями и мастер-классами, в которых молодые ученые получили возможность «проникнуть» в творческую лабораторию известных исследователей, освоить предлагаемый ими алгоритм и способы аргументации своих взглядов на исследуемый предмет.

Важная и актуальная задача консолидации молодых ученых, их интеграции в научное сообщество решалась через организацию разностороннего и разнообразного общения опытных ученых с молодежью, включение их в совместный досуг, экскурсионно-образовательные поездки. Через эти формы работы происходило укрепление личных контактов между молодыми исследователями из разных вузов России, Беларуси, Болгарии, Польши, обсуждение авторских концепций и исследовательских идей, результатов организации опытно-экспериментальной работы, диагностики и анализа эмпирических материалов. Все эти виды работы в значительной мере укрепляли личные контакты молодых исследователей, способствовали установлению прочных деловых отношений между ними.

Эксперты отмечают в своих заключениях, что работа школа достигла поставленных перед нею задач. «Летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых, организованная Курским, Белгородским и Минским лингвистическим университетами – отмечает эксперт школы, профессор В.М. Розин, – полностью оправдывает свое название и назначение. На ней присутствовали как аспиранты, докторанты, молодые преподаватели и исследователи, так и известные ученые. Помимо публичных лекций проводились мастер-классы и дискуссии на заявленные темы. Лично меня приятно поразили усердная работа молодых ученых и трепетное отношение их к науке, к своим старшим товарищам по цеху. На мой взгляд, на школе удалось не только обменяться опытом и знаниями, но и продвинуться в плане решения некоторых научных и образовательных проблем. Так очень серьезно и глубоко обсуждались вопросы современной философии образования, места и роли современного образования в стремительно изменяющемся мире, а также кризис образования. У меня нет сомнений в огромной пользе для молодых ученых проведенной работы».

Практически все участники XIX культурно-антропологической школы молодых ученых «Культура – Образование – Человек» солидарно выражают мнение о необходимости продолжения практики проведения таких школ, создающих реальные предпосылки и фундамент для развития гуманитарной науки, вовлечения в научно-исследовательскую деятельность лучших представителей отечественной молодежи. Все участники школы исходили из того, сохранение этнической идентичности славянской молодежи требует сохранения истинной истории, культурных традиций, укрепления межпоколенного диалога, что должно обеспечивать естественность ретрансляции национальной культуры, складывавшейся веками системы духовных ценностей братских народов. Только на этой основе возможно формирование этнокультурной идентичности славянской молодежи, усиление ее сплочённости и солидарности, сохранение национального менталитета и самосознания каждого этноса.

Информация предоставлена кафедрой психологии образования и социальной педагогики КГУ.