Географы КГУ провели мастер-класс по картографированию состояния городской среды

13 апреля 2017

10 апреля на кафедре экономической и социальной географии КГУ был проведен полевой мастер-класс по тематическому картографированию состояния городской среды. Студенты 2 курса, обучающиеся по направлению подготовки «География», под руководством доцента КГУ В.Б. Горина и научного сотрудника Казанского федерального университета С.В. Харченко познакомились с методикой сопряженной шумомерной и топографической съемки.

Съемка проводилась на Красной площади нашего города — одном из самых оживленных его участков по интенсивности дорожного движения. Рельеф поверхности снимался с помощью нивелирования. Прочие объекты, выступающие в роли шумозащитных экранов (дома, зеленые насаждения и т.д.), реконструировались по данным топографических планов и высокоточным аэрофотоснимкам. Одновременно с этим велись измерения шума. Для изучения затухания шума съемка велась синхронно двумя шумомерами. Первый из них — «база» — располагался на фиксированном расстоянии от дороги, как это регламентируется ГОСТом. Второй шумомер поочередно устанавливался на все большем удалении от дороги («станции»), что позволило определить интенсивность затухания звука с увеличением расстояния. Кроме того, во время работы студенты фиксировали метеообстановку, т.к. характер распространения звука сильно зависит от погодных условий — измерялись температура и относительная влажность воздуха, скорость и направления ветра.

По итогам студенты прослушали краткое сообщение о том, как результаты их полевых работ позволят создать компьютерную модель шумового загрязнения на Красной площади города Курска или так называемую «карту шума». Модель создается в программе АРМ Акустика 3D. В нее вносится информация о рельефе, «геометрии» застройки, зеленых насаждений, улично-дорожной сети, параметры источников шума (средний и максимальный уровни шума днем по результатам собственных измерений), метеоусловия. О степени достоверности модели позволяют судить собранные полевые данные. Затем, при необходимости, строятся шумовые карты (к примеру, уровни шума в децибелах на высоте роста человека), шумовые разрезы (уровни шума в вертикальной плоскости), либо определяются акустические характеристики в отдельных расчетных точках (аналог полевых «станций» измерения).

Весь этот процесс обычно называется «оценкой акустического воздействия». С учетом все большей автомобилизации населения, актуальность таких задач и запрос на соответствующих специалистов будет только возрастать. Во многих развитых странах для наиболее крупных городов и самых оживленных междугородних магистралей уже давно составлены подробные карты шума.

Информацию и фото предоставили на кафедре экономической и социальной географии КГУ.