Всероссийский форум с международным участием «Музыкальная культура, педагогика и образование» в КГУ

6 декабря 2016

5 декабря в КГУ прошел III Всероссийский студенческий научный форум с международным участием «Музыкальная культура, педагогика и образование». Он был проведен в рамках научно-исследовательской практики студентов магистратуры кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства факультета искусств Курского государственного университета. Форум стал площадкой по обмену опытом в научной практике в области музыкального и педагогического образования и отработки навыков публичного представления результатов научной деятельности.

Факультет искусств охватил молодежь всей России и зарубежья: среди участников форума были представители Туркменистана, Белоруссии и будущий музыкальный педагог Швейцарии, среди слушателей – еще и пять студентов-первокурсников из Вьетнама; студенты из Якутии и Крыма (Симферополь, Феодосия), Ханты-мансийского автономного округа, Республик Коми (Воркута) и Марий Эл (Йошкар-Ола), Санкт-Петербурга, Подмосковья, Южно-Сахалинска и еще из десятка городов и сел нашей страны. Всех объединил факультет и педагоги.

По поручению проректора по научной работе, с приветственным словом и пожеланием успешной и интересной работы выступил Иван Юрьевич Пикалов, начальник информационно-аналитического управления Курского государственного университета. Продолжили вступительную часть декан факультета искусств Георгий Джунглович Пилишвили и заведующая выпускающей кафедры Марина Львовна Космовская, напомнив, что главное в научной работе всех студентов факультета – искусство.

Логичным стало выступление-напутствие от выпускников-магистрантов этого года. Ирина Амельченкова, лауреат четырех международных и большого количества всероссийских конкурсов спела свою авторскую песню «Музыка».

Далее работа форума продолжилась в рамках четырех секций. В оргкомитет форума поступило 88 тем докладов, две трети которых были заслушаны в ходе секционных заседаний.

В рамках работы первой секции «Музыкальная культура и искусство» детально были рассмотрены понятия духовности и нравственности, их структура и роль в искусстве и повседневной жизни. Органичным в этой теме был специальный доклад «Рок-музыка в научной и педагогической оценке» ведущего секции» Д.А. Калабина, студента 2 курса магистратуры. Затем прозвучали доклады о влиянии хоровой культуры на воспитание детей, профессиональном становлении и развитии педагога-музыканта. Также познавательно было обобщение информации об азах становления вокалиста и парадоксах и особенностях истории сольфеджио, как одного из инструментов развития музыкального слуха.

Яркую и существенную лепту в общую тематику внесли докладчики, представившие нам опыт практического использования целительных свойств музыки и, хотя и первого, но уже значимого и значительного музыкотерапевтического опыта.

Последние семь докладов первой секции объединили идеи музицирования, исполнительства, национальных традиций и патриотизма.

Работа второй секции «Музыкальная педагогика» проходила в соответствии с программой форума. С основными докладами выступили студентки 2 курса магистратуры: Анастасия Владимировна Бобринева с докладом на тему: «Этнопедагогический потенциал музыкального фольклора Курской области»; Марина Николаевна Крюкова с докладом на тему: «Пути формирования общекультурных компетенций будущих педагогов-музыкантов в процессе изучения русской вокальной культуры первой половины XIX века». Были рассмотрены вопросы музыкального обучения и воспитания в учреждениях общего и дополнительного образования, а также проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. В докладах студентов освещены различные аспекты организации воспитательной работы с обучающимися различных возрастных групп, пути реализации взаимосвязи музыкального, поликультурного, нравственного, патриотического, физического воспитания, а также психолого-педагогические условия музыкально-эстетического развития школьников в урочной и внеурочной музыкальной деятельности.

Третья секция была посвящена «Музыкальному образованию». В докладах были раскрыты проблемы освоения русского фольклора, преподавания эстрадного вокала и классической гитары. Заглавный доклад на тему «Вокальная подготовка будущих педагогов-музыкантов в системе среднего профессионального образования» был представлен Евгенией Александровной Пащенко, студенткой 2 курса магистратуры КГУ.

Четвертая секция «Музыкальное краеведение» в основном была посвящена музыкальной культуре Курского края: истории и практике музыкальной жизни, обучения и воспитания в нашем регионе, несмотря на то, что география участников была очень широкой и разнообразной, что и будет представлено в отдельной главе сборника по итогам конференции. В секции были заслушаны 2 заглавных доклада: Никиты Сергеевича Еремина, аспиранта 1 курса на тему «Роль “устной истории” в изучении музыкальной культуры Курского края», Юлии Сергеевны Горюновой, студентки 2 курса магистратуры «Формы организации музыкально-краеведческой работы в школе: традиции и перспективы».

Форум показал высокий уровень заинтересованности студентов и многообразие разрабатываемых научных тем исследования. Форма работы, предложенная Институтом непрерывного образования КГУ, как итоговая по НИП вполне себя оправдала, что заметно по серьезности студенческой подготовки вновь, как в предыдущие два года, проявившиеся в выступлении каждого студента.

Информацию и фото предоставили в деканате факультета искусств КГУ.