XVI летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых «культура-образование-человек» завершила работу

16 июля 2014

Под эгидой Академии педагогических и социальных наук (АПСН), совместно с Курским государственным университетом, Воронежским государственным педагогическим университетом, Белгородским национальным исследовательским университетом XVI летняя культурно-антропологическая Школа молодых ученых «Культура-Образование-Человек» завершила работу.

Ведущей проблемой ЛКАШМУ-2014 была заявлена проблема «Этизация современного образования и воспитания как основа формирования гражданского общества и национально-культурной идентичности личности».

 

Работа школы была организована с 9 по 15 июля 2014 года кафедрой психологии образования и социальной педагогики КГУ (руководитель проекта – проф. А.В. Репринцев) и кафедрой общей и социальной педагогики ВГПУ (соруководитель проекта – проф. Е.П.Белозерцев) при поддержке Исполкома Курского регионального отделения Партии «Единая Россия» (руководитель Исполкома КРО, кандидат педагогических наук Александр Петрович Трубников) на базе ДОЛ «МОНОЛИТ» в Кореневском районе Курской области, в живописном лесном массиве, на берегу реки Сейм, в окрестностях села Жадино.

 

В работе XVI летней культурно-антропологической школы молодых ученых приняли участие более 30 исследователей – докторанты, аспиранты, соискатели, магистранты, студенты, осуществляющие научные исследования в области философии образования, этики и эстетики, социологии культуры и образования, философско-педагогической антропологии, истории культуры и образования, общей и социальной педагогики, педагогики профессионального образования, возрастной и педагогической психологии, социальной психологии, филологии, лингвистики, культурологии. Молодые ученые представляли целый ряд ВУЗов и ССУЗов Центральной России, среди которых наибольшее количество участников представляли Курский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Белгородский государственный университет, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Белгородский государственный технологический университет им.В.Г.Шухова; Курский государственный медицинский университет, Юго-Западный федеральный университет; Курскую сельскохозяйственную академию, Советский социально-аграрный техникум, Старооскольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»,  Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Минский государственный лингвистический университет (Республика Беларусь), и др.

 

В качестве мастеров и наставников к участию в работе школы были приглашены известные отечественные специалисты, авторы фундаментальных работ, получивших широкий общественный резонанс и известность в научно-педагогическом сообществе:

 

Белозерцев Евгений Петрович – доктор педагогических наук, профессор, Засуженный деятель науки Российской Федерации, член Союза писателей РФ, академик МАНПО, зам.главного редактора журналов «Берегиня.777.Сова», «Известия ВГПУ», «Евразийский форум»;

Исаев Илья Федорович – доктор педагогических наук, профессор, председатель диссертационного совета в Белгородском национальном исследовательском университете, зам.главного редактора Известий Белгородского государственного университета; академик МАНПО;

Дыханова Берта Сергеевна – доктор филологических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет;

Пашков Александр Григорьевич – доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой психологии образования и социальной педагогики, Курский государственный университет; академик МАНПО;

Исаева Надежда Ивановна – доктор психологических наук, профессор; Белгородский государственный институт культуры и искусств;

Репринцев Александр Валентинович – доктор педагогических наук, профессор, член редколлегии журналов «Психолого-педагогический поиск», «Известия ВГПУ»; академик АПСН;

Романов Алексей Алексеевич – доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Психолого-педагогический поиск», «Известия РАО»; академик АПСН;

Бозиев Руслан Сахитович – доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Педагогика»;

Лазарев Валерий Семенович – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института инноватики РАО;

Розин Вадим Маркович – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, главный редактор журнала «Культура и искусство»; академик АПСН;

Долженко Олег Владимирович – доктор философских наук, профессор, член редколлегии журнала «Alma mater» (Вестник высшей школы);

Тарасова Ольга Игоревна – доктор философских наук, профессор; Санкт-Петербург;

Булатников Игорь Евгеньевич – кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры психологии образования и социальной педагогики КГУ; член-корреспондент АПСН;

Ильинская Ирина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики НИУ БелГУ и др.

 

Основная проблема XVI культурно-антропологической школы молодых ученых – «Этизация современного образования и воспитания как основа формирования гражданского общества и национально-культурной идентичности личности».

Заявки на участие в работе школы и материалы для обсуждения представили 26 молодых исследователей – аспирантов, магистрантов, докторантов, соискателей из вузов и научно-исследовательских учреждений Центральной России, Беларуси, ведущих научную работу в области философии, культурологии, филологии, истории, педагогики, психологии, социологии.

В фокусе внимания молодых ученых и экспертов школы оказались глобальные процессы изменения облика современного мира, взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, этнокультурной интеграции, создающих уникальную социокультурную ситуацию во всех уголках планеты, привлекающую к себе внимание исследователей самых разных отраслей науки. Концентрация внимания исследователей на особенностях переживаемой человечеством исторической эпохи, проблемах предназначения человека, смысла его бытия, механизмах формирования этнокультурной идентичности индивида, освоения им культурных ценностей и нормативов, места и роли образования в этих процессах требуют нового, синергетического подхода в их анализе, прогнозировании перспектив и закономерностей развития общества и человека. Отсюда рождается необходимость соединения различных областей человековедческих знаний, их реальной интеграции, способной обеспечить подлинный прорыв в феноменологии, онтологии культуры, поиске новых эффективных моделей приобщения молодежи к ценностям человеческой цивилизации.

 

Основные цели XVI летней культурно-антропологической школы:

  • обеспечение условий для обогащения методологической базы проводимых молодыми учеными исследований в гуманитарной сфере, расширения их представлений о современном состоянии методологии науки;
  • усиление внимания молодых исследователей к проблемам гуманитарного знания, его комплексному изучению; пробуждение интереса к теории и истории культуры, к культурологическому подходу в выявлении природы и сущности исследуемых социокультурных феноменов;
  • интеграция на содержательной междисциплинарной основе научного сообщества университетов Центральной России и зарубежных вузов, взаимный обмен опытом и результатами исследования актуальных проблем развития культуры и образования в современном мире, концентрация их внимания на человеке как объекте и субъекте культурно-исторического процесса;
  • комплексная и квалифицированная экспертиза и оценка, своевременная коррекция и помощь молодым ученым в организации и анализе исследовательских материалов, обеспечение условий для апробации осуществляемых ими исследовательских концепций и проектов.

 

 

Проведению школы предшествовала большая подготовительная работа оргкомитета, в состав которого входили: проректор по учебной работе КГУ проф. В.А. Кудинов; д.п.н., проф. А.В. Репринцев (руководитель проекта); члены оргкомитета: проф. Е.П. Белозерцев; д.п.н., проф. А.Г. Пашков; докторант КГУ, к.п.н., доц. И.Е. Булатников, к.п.н., доц. И.П. Ильинская; к.ф.н., доц. С.А. Муравьев и др.

Одна из основных задач XVI культурно-антропологической школы молодых ученых состояла в обеспечении возможности апробации молодыми исследователями своих научных концепций, обогащении разрабатываемых ими подходов теоретическими идеями и достижениями современной гуманитарной мысли. В силу этих причин центральной, доминирующей проблематикой школы стали различные аспекты развития современного мира, его глобальные изменения, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности человека, и прежде всего – в культуре и образовании. Отсюда особое внимание в содержании работы школы было обращено к процессу ретрансляции ценностей и нормативов культуры, становлению нравственности человека в системе культуры. Важными идейно-смысловыми и содержательными акцентами прошедших дискуссий стали проблемы развития национально-культурной идентичности человека, становления нравственной культуры молодежи, выявления тенденций и перспектив развития культуры и образования в контексте глобальных изменений современного мира.

Решению этой задачи способствовали публичные лекции проф. А.В. Репринцева, проф. Е.П. Белозерцева, проф. А.Г. Пашкова, проф. А.Е. Крикунова, проф. Б.С. Дыхановой, доц. И.Е. Булатникова, доц. И.П.Ильинской, а также проведенные ими дискуссионные площадки и мастер-классы. Значительный интерес вызвали публичные сообщения молодых ученых – доц. М.Н. Коротких, доц. С.А. Муравьева; докторантов И.Е. Булатникова, И.П. Ильинской, аспирантов А.Н. Махинина, Л.И. Переславцевой, С.М. Садовниковой, Е.В. Деевой, Н.И. Некрасовой, А.П. Гулова и др.

Оправданной оказалась логика организации работы XVI летней культурно-антропологической школы молодых ученых: публичные лекции приглашенных специалистов сочетались с работой в проблемных семинарах, в которых все участники школы имели возможность обстоятельно изложить суть своего исследования, ответить на вопросы, принять участие в обмене мнениями и оценками, услышать полезные рекомендации и советы. В ходе дискуссий царила доброжелательная, демократичная обстановка, атмосфера товарищества, взаимной заинтересованности в продуктивном обсуждении заявленных молодыми исследователями концепций.

По мнению экспертов и самих участников школы, достоинством предложенной модели организации работы стало соединение лекционных форм с дискуссиями и мастер-классами, в которых молодые ученые получили возможность «проникнуть» в творческую лабораторию известных исследователей, освоить предлагаемый ими алгоритм и способы аргументации своих взглядов на исследуемый предмет.

Важная и актуальная задача консолидации молодых ученых, их интеграции в научное сообщество решалась через организацию разностороннего и разнообразного общения опытных ученых с молодежью, включение их в совместный досуг, экскурсионно-образовательные поездки. Через эти формы работы происходило укрепление личных контактов между молодыми исследователями из разных вузов России, обсуждение авторских концепций и исследовательских идей, результатов организации опытно-экспериментальной работы, диагностики и анализа эмпирических материалов. Все эти виды работы в значительной мере укрепляли личные контакты молодых исследователей, способствовали установлению прочных деловых отношений между ними.

 

Эксперты отмечают в своих заключениях, что работа школа достигла поставленных перед нею задач.

«Летняя культурно-антропологическая школа молодых ученых в Курске, – отмечает эксперт школы, профессор Е.П. Белозерцев, – полностью оправдывает свое название и назначение. На ней  присутствовали как аспиранты, докторанты, молодые преподаватели и исследователи, так и известные российские ученые и профессора. Помимо публичных лекций проводились мастер-классы и дискуссии на заданные темы. Лично меня приятно поразили усердная работа молодых ученых и трепетное отношение их к науке, к своим старшим товарищам по цеху. На мой взгляд, на школе удалось не только обменяться опытом и знаниями, но и продвинуться в плане решения некоторых научных и образовательных проблем. Так очень серьезно и глубоко обсуждались вопросы современной философии образования, места и роли современного образования в стремительно изменяющемся мире, а также складывающаяся ситуация в культуре России, кризис отечественного и мирового образования. У меня нет сомнений в огромной пользе для молодых ученых проведенной работы. Важна она и для развития науки и образования всего центрального региона России».

Профессор И.Ф. Исаев констатирует: «Убедительно звучит уже то, что нынешняя культурно-антропологическая школа – ШЕСТНАДЦАТАЯ, – это отражает позитивную традиционность соответствующих усилий Курского государственного университета в деле вовлечения молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Количественный фактор вполне сочетается с качественным: содержание и организация работы культурно-антропологической школы адекватны поставленным перед ней задачам – стимулирования и «подпитки» молодых ученых высокого уровня информацией в процессе живого общения с ее носителями, экспертами – специалистами различных областей гуманитарного знания. Приглашение для этого известных философов, педагогов, психологов, культурологов, социологов и др. – очевидно – целесообразно. Впечатлило и разнообразие форм работы культурно-антропологической школы: оказавшиеся в  единстве лекции, дискуссионные площадки, мастер-классы и поездки как нельзя лучше дополняли друг друга, представляя собой оправданную и целостную систему. Общей теме взаимосвязанности культуры и образованности, общественной морали и этнокультурной идентичности человека органически соответствовала культурно-досуговая программа, в которой оказались представлены уникальные произведения искусства, живое общение в детьми – воспитанниками клубных объединений из Курской области, Республики Крым, Республики Беларусь».

Не менее эмоционально и однозначно положительно оценивают работу школы сами ее участники. Из множества оценок прошедшей школы молодыми учеными приведем наиболее типичные.

«Глобальность и комплексность рассмотрения поставленных проблем позволили под новым углом зрения взглянуть на собственное исследование. Узкая «специализированность» часто создает ограничения, которые порой не замечаются и снижают уровень исследования. Работа школы позволяет молодым ученым сделать собственные исследования глубже, обстоятельнее, методологически грамотнее. Для меня участие в работе школы послужило катализатором и несколько изменило направленность моего исследования» (И.П. Ильинская, Белгородский госуниверситет).

Практически все участники XVI летней культурно-антропологической школы молодых ученых «Культура – Образование – Человек» – и эксперты, и аспиранты – солидарно выражают мнение о необходимости продолжения практики проведения таких школ, создающих реальные предпосылки и фундамент для развития гуманитарной науки, вовлечения в научно-исследовательскую деятельность лучших представителей отечественной молодежи. Все участники школы исходили из того, что общественная мораль представляет собой существенный элемент культуры общества, обеспечивающий целостность и устойчивость социума и одновременно являющийся механизмом сохранения национальной культуры и её межпоколенной трансляции. Складывающаяся веками система нравственных императивов выполняет роль важного средства формирования этнокультурной идентичности личности и самоидентификации социальных групп, усиления их сплочённости и солидарности; укоренения человека в глубинных пластах отечественной культуры и тем самым – сохранения национального менталитета и самосознания.