Top.Mail.Ru

Доклад руководителя МУМЦ на Совете ректоров Курской области

Нормативное правовое обеспечение

уровня высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью

в ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

 

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Традиционные условия организации образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования. Федеральный закон 273 «Об образовании в Российской Федерации» вменяет в обязанность образовательных организаций создание специальных условий организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Нормативно-правовые акты, гарантирующие получение образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливают порядок организации и осуществления образовательной деятельности, и содержат раздел (Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), основными из них являются:

ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 (в ред. от 05 апреля 2016 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 (в ред. от 15 января 2015 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № АК-44/05вн «По организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса».

Организация образовательного процесса в ФГБОУ ВО КГУ осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации. Наряду с федеральным законодательством образование лиц с ОВЗ и инвалидностью в КГУ регламентировано нормативными правовыми актами Курской области.

 

В Курском государственном университете разработаны и утверждены ректором локальные акты, регулирующие порядок получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. К ним относятся:

  • Положение о Многопрофильном ресурсном учебно-методическом центре ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»;
  • Положение о порядке организации освоения элективных, факультативных и специализированных адаптационных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Курский государственный университет»;
  • Положение о порядке освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Курский государственный университет».

 

Согласно Методическим рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05 вн) в рамках реализации социально-значимого проекта «Территория включения» в КГУ ведется работа по созданию Многопрофильного учебно-методического центра психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Именно это структурное подразделение КГУ станет более адаптированной средой для образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья, где процесс адаптации лиц с особыми образовательными потребностями будет проходить более гармонично, постепенно, с ориентацией на их особенности и возможности.

Основная цель МУМЦ КГУ - создание специальных образовательных условий по обеспечению инклюзивного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования.

Одной из ключевых задач деятельности МУМЦ является:

Разработка и апробация адаптированных образовательных программ и адаптационных курсов (модулей) для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

В КГУ разработан и утвержден локальный акт «Положение о порядке организации освоения элективных, факультативных и специализированных адаптационных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Курский государственный университет».

Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы высшего образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Примером таких адаптационных дисциплин на первом курсе бакалавриата, разработанных ведущими специалистами дефектологического факультета КГУ стали

- адаптационные дисциплины социально-гуманитарного назначения;

- адаптационные дисциплины профессионализирующего профиля;

- адаптационные дисциплины для коррекции коммуникативных умений;

- адаптационные дисциплины освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации.

Специализированные адаптационные дисциплины (модули) отражают специфику направления (направленности) подготовки и учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Они включены в вариативную часть ОПОП по всем направлениями подготовки, реализуемым в КГУ.

Примером таких специализированных адаптационных дисциплин, также предложенных ведущими специалистами дефектологического факультета КГУ, являются:

- адаптационный практикум решения сложных математических задач;

- адаптационный практикум обеспечение безопасности жизнедеятельности в кризисных ситуациях;

- адаптационный практикум по научно-исследовательской работе и др.

 

Специализированные адаптационные дисциплины включаются в образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) с целью обеспечения инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ, направлены на формирование жизненных компетенций  и способствуют социальной и профессиональной адаптации.

Изучение специализированных адаптационных дисциплин осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся. Избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся обязательными для освоения. Запись на элективные, факультативные и специализированные адаптационные дисциплины осуществляется путём подачи студентом заявления на имя декана факультета в течение первых 10 дней семестра.

Для проверки планируемых результатов обучения по элективной или специализированной адаптационной дисциплине создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения навыки и (или) опыт деятельности. Фонд оценочных средств включает в себя оценочные средства для текущей аттестации и оценочные средства для промежуточной аттестации. Перечень оценочных средств и их конкретное содержание определяются рабочими программами элективных или специализированных адаптационных дисциплин.

 

Согласно Положению о порядке освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в котором установлены общие требования к организации занятий по физической культуре со студентами с ограниченными возможностям здоровья, в КГУ на созданы условия по обеспечению инклюзивного обучения студентов с ОВЗ и (или) инвалидностью по программам среднего профессионального и высшего образования.

Данный локальный акт разработан в соответствии с нормативными до­кументами, регламен­тирующими организа­цию и проведение занятий по физиче­ской культуре для инвалидов и лиц с ограниченными воз­можностями здоро­вья (в соответствии с ограничениями жиз­недеятельности), действующими в Курской области.

В настоящее время в КГУ разработаны программы физи­ческой культуры для инвалидов и лиц с ограничен­ными возможно­стями здоровья (в соответствии с огра­ничениями жизнеде­ятельности) с ис­пользованием  средств адаптивной физической культу­ры и адаптированно­го спорта.

В основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), реализуемые в КГУ (уровень среднего профессионального и высшего образования), в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью включены дисциплины «Адаптивная физиче­ская культура» и «Прикладная адаптивная физическая культура». Данные дисциплины являются альтерна­тивными в ОПОП и учитывают особые образовательные потребности данных категорий студентов.

Адаптированная физическая культура представляет собой дисциплину обязательную для освоения всеми обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью и включает лекции, практические занятия, направ­ленные на формирование здорового образа жизни, преодоление психологических комплексов неполно­ценности, формирование мотивации освоения новые двигательные умения и навыки, повышение их кондиционных возмож­ностей на основе применения средств адаптивной физической культуры.

«Прикладная адаптивная фи­зическая культура» является адаптационным курсом и имеет дифференцированное содержание, позво­ляющее учитывать особые образовательные потребности обучающихся, обусловленные спецификой и степенью тяжести проявления их психофизического нарушения.

В КГУ разработаны следующие рабочие про­граммы для реализации дисциплины «Прикладная адаптивная физическая культура» объемом не менее 328 академических часов для реализации при очной форме обучения:

  • Прикладная адаптивная физическая культура для обучающихся с нарушениями зрения, вклю­чающая модули «Армспорт», «Пауэрлифтинг», «Легкая атлетика», «Ориентация в простран­стве», «Ритмика и ритмопластика», «ЛФК»;
  • Прикладная адаптивная физическая культура для обучающихся с нарушениями зрения, вклю­чающая модули «Армспорт», «Ритмика и ритмопластика», «Бочча», «Бильбоке», «Логоритмика», «ЛФК»;
  • Прикладная адаптивная физическая культура для обучающихся с нарушениями слуха, включа­ющая модули «Армспорт», «Пауэрлифтинг», «Легкая атлетика», «Ритмика и ритмопластика», «Логоритмика (движение в сочетании с дактильным пением)», «Спортивное ориентирование», «Шахматы», «Шашки», «ЛФК».

 

Адаптационные модули в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания) могут вводиться в учебные планы (как общие, так и индивидуальные учебные планы) не только как вариативные, но и как факультативные. При этом каждый модуль, в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.

Педагогическая направленность адаптационных модулей - содействие полноценному формированию у лиц с ОВЗ и инвалидов совокупности компетенций, необходимых для успешного освоения программы подготовки по выбранному направлению. Эти модули «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы, направлены на адаптацию и социализацию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.

 

На сайте используется счетчик top.mail.ru. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даёте согласие на обработку персональных данных. Текст согласия на обработку персональных данных доступен по ссылке