Доклад руководителя МУМЦ на Совете ректоров Курской области

Нормативное правовое обеспечение

уровня высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью

в ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

 

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Традиционные условия организации образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования. Федеральный закон 273 «Об образовании в Российской Федерации» вменяет в обязанность образовательных организаций создание специальных условий организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Нормативно-правовые акты, гарантирующие получение образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливают порядок организации и осуществления образовательной деятельности, и содержат раздел (Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), основными из них являются:

ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 (в ред. от 05 апреля 2016 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 (в ред. от 15 января 2015 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № АК-44/05вн «По организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса».

Организация образовательного процесса в ФГБОУ ВО КГУ осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации. Наряду с федеральным законодательством образование лиц с ОВЗ и инвалидностью в КГУ регламентировано нормативными правовыми актами Курской области.

 

В Курском государственном университете разработаны и утверждены ректором локальные акты, регулирующие порядок получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. К ним относятся:

  • Положение о Многопрофильном ресурсном учебно-методическом центре ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»;
  • Положение о порядке организации освоения элективных, факультативных и специализированных адаптационных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Курский государственный университет»;
  • Положение о порядке освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Курский государственный университет».

 

Согласно Методическим рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05 вн) в рамках реализации социально-значимого проекта «Территория включения» в КГУ ведется работа по созданию Многопрофильного учебно-методического центра психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Именно это структурное подразделение КГУ станет более адаптированной средой для образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья, где процесс адаптации лиц с особыми образовательными потребностями будет проходить более гармонично, постепенно, с ориентацией на их особенности и возможности.

Основная цель МУМЦ КГУ - создание специальных образовательных условий по обеспечению инклюзивного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования.

Одной из ключевых задач деятельности МУМЦ является:

Разработка и апробация адаптированных образовательных программ и адаптационных курсов (модулей) для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

В КГУ разработан и утвержден локальный акт «Положение о порядке организации освоения элективных, факультативных и специализированных адаптационных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Курский государственный университет».

Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы высшего образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Примером таких адаптационных дисциплин на первом курсе бакалавриата, разработанных ведущими специалистами дефектологического факультета КГУ стали

- адаптационные дисциплины социально-гуманитарного назначения;

- адаптационные дисциплины профессионализирующего профиля;

- адаптационные дисциплины для коррекции коммуникативных умений;

- адаптационные дисциплины освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации.

Специализированные адаптационные дисциплины (модули) отражают специфику направления (направленности) подготовки и учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Они включены в вариативную часть ОПОП по всем направлениями подготовки, реализуемым в КГУ.

Примером таких специализированных адаптационных дисциплин, также предложенных ведущими специалистами дефектологического факультета КГУ, являются:

- адаптационный практикум решения сложных математических задач;

- адаптационный практикум обеспечение безопасности жизнедеятельности в кризисных ситуациях;

- адаптационный практикум по научно-исследовательской работе и др.

 

Специализированные адаптационные дисциплины включаются в образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) с целью обеспечения инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ, направлены на формирование жизненных компетенций  и способствуют социальной и профессиональной адаптации.

Изучение специализированных адаптационных дисциплин осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся. Избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся обязательными для освоения. Запись на элективные, факультативные и специализированные адаптационные дисциплины осуществляется путём подачи студентом заявления на имя декана факультета в течение первых 10 дней семестра.

Для проверки планируемых результатов обучения по элективной или специализированной адаптационной дисциплине создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения навыки и (или) опыт деятельности. Фонд оценочных средств включает в себя оценочные средства для текущей аттестации и оценочные средства для промежуточной аттестации. Перечень оценочных средств и их конкретное содержание определяются рабочими программами элективных или специализированных адаптационных дисциплин.

 

Согласно Положению о порядке освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в котором установлены общие требования к организации занятий по физической культуре со студентами с ограниченными возможностям здоровья, в КГУ на созданы условия по обеспечению инклюзивного обучения студентов с ОВЗ и (или) инвалидностью по программам среднего профессионального и высшего образования.

Данный локальный акт разработан в соответствии с нормативными до­кументами, регламен­тирующими организа­цию и проведение занятий по физиче­ской культуре для инвалидов и лиц с ограниченными воз­можностями здоро­вья (в соответствии с ограничениями жиз­недеятельности), действующими в Курской области.

В настоящее время в КГУ разработаны программы физи­ческой культуры для инвалидов и лиц с ограничен­ными возможно­стями здоровья (в соответствии с огра­ничениями жизнеде­ятельности) с ис­пользованием  средств адаптивной физической культу­ры и адаптированно­го спорта.

В основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), реализуемые в КГУ (уровень среднего профессионального и высшего образования), в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью включены дисциплины «Адаптивная физиче­ская культура» и «Прикладная адаптивная физическая культура». Данные дисциплины являются альтерна­тивными в ОПОП и учитывают особые образовательные потребности данных категорий студентов.

Адаптированная физическая культура представляет собой дисциплину обязательную для освоения всеми обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью и включает лекции, практические занятия, направ­ленные на формирование здорового образа жизни, преодоление психологических комплексов неполно­ценности, формирование мотивации освоения новые двигательные умения и навыки, повышение их кондиционных возмож­ностей на основе применения средств адаптивной физической культуры.

«Прикладная адаптивная фи­зическая культура» является адаптационным курсом и имеет дифференцированное содержание, позво­ляющее учитывать особые образовательные потребности обучающихся, обусловленные спецификой и степенью тяжести проявления их психофизического нарушения.

В КГУ разработаны следующие рабочие про­граммы для реализации дисциплины «Прикладная адаптивная физическая культура» объемом не менее 328 академических часов для реализации при очной форме обучения:

  • Прикладная адаптивная физическая культура для обучающихся с нарушениями зрения, вклю­чающая модули «Армспорт», «Пауэрлифтинг», «Легкая атлетика», «Ориентация в простран­стве», «Ритмика и ритмопластика», «ЛФК»;
  • Прикладная адаптивная физическая культура для обучающихся с нарушениями зрения, вклю­чающая модули «Армспорт», «Ритмика и ритмопластика», «Бочча», «Бильбоке», «Логоритмика», «ЛФК»;
  • Прикладная адаптивная физическая культура для обучающихся с нарушениями слуха, включа­ющая модули «Армспорт», «Пауэрлифтинг», «Легкая атлетика», «Ритмика и ритмопластика», «Логоритмика (движение в сочетании с дактильным пением)», «Спортивное ориентирование», «Шахматы», «Шашки», «ЛФК».

 

Адаптационные модули в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания) могут вводиться в учебные планы (как общие, так и индивидуальные учебные планы) не только как вариативные, но и как факультативные. При этом каждый модуль, в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.

Педагогическая направленность адаптационных модулей - содействие полноценному формированию у лиц с ОВЗ и инвалидов совокупности компетенций, необходимых для успешного освоения программы подготовки по выбранному направлению. Эти модули «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы, направлены на адаптацию и социализацию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.