Информация о специальных образовательных условиях

Информация о специальных образовательных условиях

В КГУ создано структурное подразделение – Многопрофильный учебно-методический центр (МУМЦ), в функции которого входит создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В КГУ созданы специальные образовательные условия, учитывающие потребности лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

В учебных помещениях оборудованы места для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Имеется звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха. Для слабослышащих обучающихся используются сурдотехнические средства, которые оптимизируют образовательный процесс посредством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.

Учебные аудитории оборудованы компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Имеются видеоматериалы и электронные учебные пособия, обеспечивающие многие дисциплины учебных планом образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Имеется компьютерная техника, использующая систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ – синтезаторов речи для обучающихся с нарушениями зрения. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.

Тифлотехнические средства, используемые в образовательном процессе для обучающихся с нарушениями зрения, условно делятся на две группы: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио- и тактильные сигналы.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются альтернативные устройства ввода информации – ножная мышь, сконструированная сотрудниками КГУ. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном процессе используются и другие альтернативные устройства ввода информации (экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст).

В вариативную часть всех образовательных программ, реализуемых в КГУ, включены специализированные адаптационных курсы, которые предназначены для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обусловливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. В образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.

Подбор и разработка учебных материалов производится с учетом сохранного канала восприятия и их компенсаторных возможностей: для обучающихся с нарушениями слуха –  визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ – синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающихся с ОВЗ учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики могут быть созданы специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом направления подготовки, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся научно-педагогические работники КГУ создают фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся ОВЗ, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Студенты с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и (или) индивидуально.